Применение методов системной инженерии в процессе преподавания начертательной геометрии
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-11
Аннотация
Введение. Процесс преподавания вузовских дисциплин на современном этапе можно рассматривать как единую систему, состоящую из множества отдельных элементов, где каждый элемент оказывает влияние на ее эксплуатацию. Проанализировать это влияние можно с помощью методов системной инженерии.
Постановка задачи. В качестве системы рассматривается дисциплина «Начертательная геометрия». Определены цели и задачи системы, степень заинтересованности в создании этого проекта.
Методика и методология исследования. Рассмотрены методы системного инжиниринга, с помощью которых решались вопросы жизненного цикла системы.
Результаты. Для трех исследуемых групп, изучающих дисциплину «Начертательная геометрия», установлено различное распределение времени для тем изучаемого материала. Показано, что использование методов системного анализа в разработке учебных программ делает процесс обучения более совершенным.
Выводы. Методы системной инженерии с успехом могут применяться как современный инструмент анализа результатов преподавания технических дисциплин и модернизации учебного процесса.
Об авторах
И. Г. БорисенкоРоссия
Борисенко Ирина Геннадьевна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры прикладной механики
660074, г. Красноярск, ул. акад. Киренского, д. 26А
С. Г. Докшанин
Россия
Докшанин Сергей Георгиевич – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры прикладной механики
660074, г. Красноярск, ул. акад. Киренского, д. 26А
Список литературы
1. Чубик П. С., Марков Н. Г., Мирошниченко Е. А., Петровская Т. С. Системная инженерия и ее внедрение в образовательные программы Томского политехнического университета // Известия Томского политехнического университета. 2013. Т. 323, № 5. С. 176 – 181.
2. Станийчук А. В. Системная организация учебного процесса в преподавании дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 96. С. 103 – 106.
3. Герасимов Б. И., Попова Г. Л., Злобина Н. В. Основы теории системного анализа: качество и выбор: учеб. пособие. Тамбов: ТГТУ, 2011. 80 с.
4. Попов В. Н., Касьянов В. С., Савченко И. П. Системный анализ в менеджменте: учеб. пособие. Москва: КНОРУС, 2016. 298 с.
5. Коптелова И. А. Основы системной инженерии: учеб.-метод. пособие. Волгоград: ВолгГТУ, 2021. 68 с.
6. Королев Е. Н. Методы системной инженерии: учеб. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2016. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
7. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: учеб. пособие для вузов. Москва: Высш. шк., 1989. 367 с.
8. Forsberg K., Mooz H. The relationship of systems engineering to the project cycle // Engineering Management Journal. 1992. Vol. 4, no. 3. P. 36 – 43. DOI: https://doi.org/10.1080/10429247.1992.11414684.
9. Боярский С. Н., Чернышев Л. А. Системный анализ бизнес-процессов фирмы: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2013. 188 с.
10. Саввинов В. М., Стрекаловский В. Н. Учет интересов стейкхолдеров в управлении развитием образования // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. Т. 8, № 1. С. 87 – 99.
11. Моргунова Р. В., Моргунова Н. В. Менеджмент стейкхолдеров: учеб. пособие. Владимир: ВлГУ, 2022. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
12. Патрахин А. И. Стейкхолдер-менеджмент современной образовательной организации // Молодой ученый. 2016. № 22. С. 184 – 186.
13. Рушелюк К. С., Дергач В. В., Толстихин А. К. «Инженерная графика» – один из языков технических наук // Естественные и технические науки. 2010. № 1. С. 26 – 30.
14. Gielingh W. General AEC reference model (GARM): an aid for the integration of application specific product definition models // Conceptual modeling of buildings: CIB W74+W78 Seminar. Lund, 1988. P. 165 – 178.
15. Gielingh W. A theory for the modelling of complex and dynamic systems // Electronic Journal of Information Technology in Construction. 2008. Vol. 13. P. 421 – 475.
16. Левенчук А. И. Языки и нотации жизненного цикла // LiveJournal: блог-платформа. URL: http://ailev.livejournal.com/917251.html (дата обращения: 15.12.2023). Дата публикации: 06.03.2011.
17. Graessler I., Hentze J., Bruckmann T. V-models for interdisciplinary systems engineering // DESIGN 2018: proc. of the 15th Intern. design conf. Zagreb, 2018. P. 747 – 756. DOI: https://doi.org/10.21278/idc.2018.0333.
18. Петухова М. С., Черных С. И. Специфика воспроизводства знаний в цифровой экономике: социальный аспект // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13, № 2. С. 208 – 219. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-2.
19. Черных С.И. К вопросу о новой архитектуре российского образовательного пространства // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, № 4. С. 630 – 635. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-2.
20. Черных С. И. Персональная образовательная среда в проблемном поле философии образования // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, № 1. С. 11 – 19. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-2.
21. Черных С. И. Образование как фиктивный капитал // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3400 – 3408. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200102.
22. Яковлева И. В., Черных С. И., Косенко Т. С. «Аксиологический разворот» в российском образовании: позиция субъективизма // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 4. С. 113 – 127. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-4-113-127.
23. Chernykh S. I., Borisenko I. G. Transformations of trust under caused by instabilities of educational interactions // Advances in natural, human-made, and coupled human-natural systems research. Cham, 2023. Vol. 2. P. 253 – 262. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-78083-8_25.
24. Черных С. И., Борисенко И. Г. Статус инженерного образования: смыслы новые – форма и содержание старые // Философия образования. 2022. Т. 22, № 2. С. 53 – 70.
25. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 – 2005. Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем. Москва: Стандартинформ, 2006. 53 с.
26. Левенчук А. И. Системно-инженерное мышление // TechInvestLab.ru: сайт. URL: https://techinvestlab.ru/files/systems_engineering_thinking/systems_engineering_thinking_2015.pdf (дата обращения: 15.12.2023). Дата публикации: 02.04.2015.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Борисенко И.Г., Докшанин С.Г. Применение методов системной инженерии в процессе преподавания начертательной геометрии. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(1):96-102. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-11
For citation: Borisenko I.G., Dokshanin S.G. Application of systems engineering methods in the process of teaching descriptive geometry. Professional education in the modern world. 2024;14(1):96-102. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-11
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.