Профессиональное самоопределение студентов с ограниченными возможностями


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-9

Полный текст:




Аннотация

Введение. Одной из проблем реализации высшего инклюзивного образования являются трудности выбора направления обучения абитуриентами с ограниченными возможностями. Сложности в профессиональном самоопределении связаны как с объективными (низкая эффективность информационно-образовательной работы администраций учебных заведений), так и субъективными (неумение личной трансформации определения наиболее адекватных профессий) причинами.

Постановка задачи. В исследовании поставлены задачи: определить востребованные профессии для девушек и юношей с ограниченными возможностями; дать факторную оценку определения престижности выбранных профессий в зависимости от гендерных предпочтений.

Методика и методология исследования. В статье представлены результаты ретроспективного анализа профессионального самоопределения 38 студентов 1−2 курса обучения, имеющих нарушение здоровья, с учетом гендерных и образовательных различий (школа/колледж) до поступления в вуз, полученные с использованием авторской анкеты, заполненной в Google Forms. Результаты позволили выявить статистически значимые различия (p < 0.05) в профессиональных предпочтениях девушек и юношей. Студенты, поступившие в вуз после колледжа, делали выбор наиболее осознанно.

Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости адаптирования информации и профориентационной работы вузов, учитывающих ценностные потребности лиц с особыми нуждами.

 


Об авторах

С. B. Власова
Белорусский государственный медицинский университет
Беларусь

Власова Светлана Викторовна – кандидат медицинских наук, доцент

220083, г. Минск, пр. Дзержинского, 83



С. Т. Кохан
Забайкальский государственный университет
Россия

Кохан Сергей Тихонович – кандидат медицинских наук, доцент

672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30

 



Список литературы

1. O`Brien K. An investigation of the academic preparation of students with disabilities planning to attend a four year college or university: Ed.D. diss. College Park, 2011. 118 p.

2. Shifrer D., Callahan R. M., Muller C. Equity or marginalization? The high school course-taking of students labelled with a learning disability // American Educational Research Journal. 2013. Vol. 50, no 4. P. 656 – 682. DOI: https://doi.org/10.3102/0002831213479439.

3. Curtis R. S., Rabren K., Reilly A. S. Post-school outcomes of students with disabilities: a quantitative and qualitative analysis // Journal of Vocational Rehabilitation. 2009. Vol. 30, no 1. P. 31 – 48.

4. Trainor A.A., Smith S.A., Kim S. Four supportive pillars in career exploration and development for adolescents with LD and EBD // Intervention in School and Clinic. 2012. Vol. 48, no 1. P. 15 – 21. DOI: https://doi.org/10.1177/1053451212443129.

5. Кудряшова С. К., Кудряшов В. И. Возможности профессиональной самореализации студентов с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Вып. 74, ч. 4. С. 140 – 143.

6. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: a macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49, no. 3. P. 182 – 185.

7. Mithaug D. E., Campeau P. L., Wolman J. M. Assessing self-determination prospects among students with and without disabilities // Self-determined learning theory: construction, verification, and evaluation. Mahwah, 2003. P. 61 – 76.

8. Karvonen M., Test D. W., Wood W. M., Browder D., Algozzine B. Putting self-determination into practice // Exceptional Children. 2004. Vol. 71, no 1. P. 23 – 41. DOI: https://doi.org/10.1177/001440290407100102.

9. Handrianto C., Salleh S. M., Chedi J. M. The correlation between teaching-learning quality and students` motivation to study in Yogyakarta`s Bimbel // Spektrum: Jurnal Pendidikan Luar Sekolah (PLS). 2020. Vol. 8, no 4. P. 527 – 537.

10. Chao P.-C. Using self-determination of senior college students with disabilities to predict their quality of life one year after graduation // European Journal of Educational Research. 2018. Vol. 7, no 1. P. 1 – 8. DOI: https://doi.org/10.12973/eu-jer.7.1.1.

11. Chao P.-C., Chou Y.-C., Cheng S.-F. Self-determination and transition outcomes of youth with disabilities: findings from the special needs education longitudinal study // Advances in Neurodevelopmental Disorders. 2019. Vol. 3, no. 2. P. 129 – 137. DOI: https://doi.org/10.1007/s41252-019-00105-1.

12. Salleh N. M., Abdullah K., Buang N.A. Job opportunities for special needs population in Malaysia // Jurnal Pendidikan. 2001. Vol. 27, no. 1. P. 77 – 85.

13. Burgstahler S. The role of technologyinpreparingyouthwithdisabilitiesforpostsecondaryeducation and employment // Journal of Special Education Technology. 2003. Vol. 18, no 4. P. 7 – 19. DOI: https://doi.org/10.1177/016264340301800401.

14. Денисова О. А., Леханова О. Л. К проблеме цифрового сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 195. С. 96 – 102.

15. Виноградова Н. И., Кохан С. Т. Становление социального интеллекта студентов-инвалидов как фактора развития психологического реабилитационного потенциала профессионализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020. № 4. С. 59 – 66. DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-4-59-66.

16. Аболина Н.С., Акимова О.Б. Проблемы профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2020. № 4. С. 33 – 36.

17. Воеводина Е. В. Риски профессионального самоопределения студентов с инвалидностью в сфере высшего образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 4. С. 20 – 27.

18. Чернявская А. П., Шипкова Е. Н., Егорова П. А. Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1. С. 16 – 24. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-16-24.

19. Волченкова Е. В., Воронина О. А., Турсенев С. А., Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А. Формирование карьерных стратегий студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на этапе профессионального обучения в вузе // Перспективы науки и образования. 2022. № 5. С. 377 – 396. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.5.22.

20. Кохан С. Т., Виноградова Н. И. Проблемы профориентационной работы с абитуриентами, имеющими инвалидность и ОВЗ // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14, № 4. С. 15 – 22.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Власова С.B., Кохан С.Т. Профессиональное самоопределение студентов с ограниченными возможностями. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(1):81-87. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-9

For citation: Vlasova S.V., Kokhan S.T. Disabled students professional self-determination. Professional education in the modern world. 2024;14(1):81-87. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-9

Просмотров: 124

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)