Мультипотенциальные способности будущих педагогов и их трансформация в слэш-людей
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-7
Аннотация
Введение.Рассматривая проблему развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов в процессе обучения в вузе, мы обратили внимание на различные исследования, связанные с изучением этого понятия, его структурного содержания, механизмов формирования способностей и т. д. В этой связи мы провели анализ основных составляющих понятия «мультипотенциальность педагога»: «способности», «идентичность», «профессиональное самоопределение», «саморазвитие», и «мультипотенциальность студентов вуза». Мультипотенциальность – это способность человека развивать параллельно либо последовательно два и более структурированных вида деятельности на протяжении трудоспособного периода жизни. Временной отрезок, организованный человеком согласно основным принципам мультипотенциальности, определен как индивидуальный жизненный проект. Идея возникновения слэш-человека напрямую связана с мультипотенциальностью. Современный человек и его многозадачность являются серьезным испытанием профессиональных возможностей педагога. В настоящих реалиях к будущему педагогу предъявляются повышенные требования, поскольку есть необходимость не только во владении воспитательно-образовательным процессом, но и в проявлении инициативности в вопросах организации различных процессов в образовательном учреждении.
Постановка задачи в процессе развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов позволяет определить наиболее важные этапы в деятельности педагогов образовательных организаций на различных его ступенях. На первый взгляд структура мультипотенциальности не может сразу стать понятной, к примеру, студент-бакалавр с техническим образованием обнаруживает, что не хочет идти на производство, но хочет продолжить учительскую династию, или человек, получивший базовое педагогическое образование, понимает, что не может организовать детей, да и не хочет, потому что изначально ошибся с выбором профессии. Таких ситуаций множество. Способность к мультипотенциальности является преимуществом, поскольку предоставляет выбор для самоопределения.
Методика и методология исследования. В результате специально подготовленного, авторского опросника и применения метода инверсии нами было выявлено, что для успешной профессиональной деятельности необходимо точное понимание своего призвания, а в дальнейшем и профессиональной пригодности. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные исследования в области мультипотенциальности, сказывающиеся на «самости» человека: самоопределении, самоактуализации, самореализации. Цель – изучить мультипотенциальные особенности и способности будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Исходя из цели нами выделена главная задача исследования, которая заключается в определении профессиональных компетенций и их значимости для развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов.
Результаты. В процессе прохождения исследования получены результаты, которые позволили определить, что тех, кто уверен в выбранной профессии на бакалавриате, гораздо больше, чем в магистратуре. Этот результат позволил сделать вывод: чем моложе респонденты, тем они более уверены в выбранной траектории развития. Среди магистрантов было гораздо более сомневающихся студентов. По мнению большинства респондентов-магистров, это обусловлено тем, что зачастую приобретенный опыт мешает быть объективным в процессе самореализации мультипотенциальных способностей.
Выводы. Мультипотенциальность является отличным инструментом процесса становления личности. Студент, выбравший определенный профиль, при желании может трансформировать свои знания и из так называемых «hard skills» («твердые навыки», то есть базовые, ключевые знания) в «soft skills» («мягкие навыки» – те знания, которые можно переквалифицировать/подстроить под нечто более прогрессивное и актуальное на текущий период).
Об авторе
А. М. ГарифуллинаРоссия
Гарифуллина Айсылу Маратовна – ассистент кафедры начального образования Института психологии и образования
420008, г. Казань, ул. Кремлёвская, д. 18
Список литературы
1. Гарифуллина А. М., Валеева Р. А. Сущностно-содержательная характеристика мультипотенциальности педагога // Педагогическое образование. Новые вызовы и цели: сб. науч. тр. VII Междунар. форума по пед. образованию. Казань, 2021. Ч. 4. С. 90 – 96.
2. Вапник Э. Мультипотенциалы: руководство для тех, кто уже вырос, но так и не решил, кем хочет стать. Москва: Эксмо, 2019. 256 с.
3. Габдулхаков В., Зиннурова А., Володин С. О соотношении понятий «способность», «одаренность», «талант», «гениальность» // Одаренность и талант в цифровой среде XXI века: сб. материалов XXVIII Междунар. науч.-практ. конф. (30 янв. 2023 г.). Казань, 2023. С. 3.
4. Гарифуллина А. М., Валеева Р. А. Мотивация будущих педагогов к развитию мультипотенциальных способностей // Мир образования – образование в мире. 2023. № 2. С. 73 – 82.
5. Гарифуллина А.М., Валеева Р.А. Педагогический потенциал мультипотенциальности для профессионального развития учителей // VIII Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 23 – 24 марта 2023 г.). Казань, 2023. С. 113 – 117.
6. Гусельцева М. С. Трансдисциплинарный подход к изучению изменений ценностей, поведенческих стратегий и социальных норм в современном обществе // Новые психологические исследования. 2021. № 3. С. 18 – 47.
7. Дементьева В. Ю. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи среднего российского города: автореф. дис. … канд. социол. наук. Новочеркасск, 2006. 24 с.
8. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Инновационные модели организации самостоятельной работы студентов // Инновации в образовании. 2019. № 3. С. 62 – 74.
9. Разина Т. В. Рефлексия в решении педагогических проблемных ситуаций // Ярославский психологический вестник. 2001. № 5. C. 38 – 42.
10. Калимуллин А. М., Закирова В. Г., Камалова Л. А. Подготовка мультикультурного учителя в странах Европы, США, Канаде и Австралии. В 2 ч. Ч. 2. Казань: Отечество, 2017. 127 с.
11. Кунц Л. И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности (на материале студентов-психологов): автореф. дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 28 с.
12. Лапидус Н. А. «Слэш-люди»: методы выявления мультипотенциалов с помощью инструментов метамодерна // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2020. № 1. С. 363 – 373.
13. Масалимова А.Р., Вакс В.Б., Квон Г.М. Влияние инновационных технологий на формирование профессиональных компетенций студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 9. С. 116 – 127.
14. Мерзлякова Л. Многозадачность: как выжить в XXI веке // Лайфхакер. 2015. 26 нояб. URL: https://lifehacker.ru/multitasking/ (дата обращения: 16.11.2023).
15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие. Москва, 2002. С. 98 – 102.
16. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. Москва: Первое сентября, 2004. 223 с.
17. Хорошилов Д.А. Блокада человека: поиск психологической концепции личности в записках Л.Я. Гинзбург и О.М. Фрейденберг // Жизненное пространство в психологии: теория и феноменология. Санкт-Петербург, 2020. С. 149 – 181.
18. Аглиуллина М. Слэш-люди и мультипотенциалы: почему больше не надо выбирать призвание на всю жизнь // Forbes. 2019. 20 дек. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/389809-slesh-lyudi-i-multipotencialy-pochemu-bolshe-ne-nado-vybirat-prizvanie-na-vsyu (дата обращения: 16.11.2023).
19. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Москва: УНЦ ДО, 2005. 221 с.
20. Kalimullin A. M., Valeeva R.A. Teacher education in post-Soviet states: transformation trends // The Palgrave handbook of teacher education research. Cham, 2023. P. 1293 – 1312.
21. Абишева A. K. О понятии «ценность» // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 139 – 146.
22. Алексашина И. Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: практ. методология решения пед. задач. Санкт-Петербург: СпецЛит, 2000. 223 с.
23. Герасимов Г. И., Илюхина Л. В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Москва: Рус. гуманитар. Интернет-ун-т, 2006. 325 с.
24. Олпорт Г. Становление личности: избр. тр. Москва: Смысл, 2002. 461 с.
25. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: учеб. пособие: хрестоматия. Самара, 2004. Т. 2. С. 223 – 226.
26. Araki M., Cotellessa A. Creative polymathy and the COVID-19 crisis // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Art. 601508. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.601508.
27. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24 – 32.
28. Уилбер К. Интегральная психология. Сознание, дух, психология, терапия. Москва: ACT [и др.], 2004. 412 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Гарифуллина А.М. Мультипотенциальные способности будущих педагогов и их трансформация в слэш-людей. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(1):52-60. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-7
For citation: Garifullina A.M. Multipotential abilities of future teachers and their transformation into slash-people. Professional education in the modern world. 2024;14(1):52-60. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-7
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.