Киберспорт – в программы высшего профессионального образования: целесообразность и перспективы


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-6

Полный текст:




Аннотация

Введение.Основной идеей статьи является актуализация формирования профессиональных компетенций специалистов в сфере киберспорта в системе высшего образования.

Постановка задачи. В связи со стремительным развитием технологий в XXI в. появился новый вид проведения досуга – киберспорт, который дал молодому поколению совершенно новый способ самореализации и обретения уникальных компетенций. Предпринимается исследование целесообразности как включения в систему высшего образования киберспортивного направления в качестве отдельной программы, так и его интеграции в иные профили обучения.

Методика и методология исследования. Методологический подход в предпринимаемом исследовании заключается в эмпирическом рассмотрении актуальности компетенций в киберспорте.

Результаты. В работе рассмотрены позитивные перспективы внедрения киберспортивного направления в систему образования с точки зрения развития человеческого потенциала российского общества.

Выводы. Исследование подтверждает возрастающую актуальность формирования компетенций профессионалов, занятых в сфере киберспорта.


Об авторах

Е. М. Лазарева
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Лазарева Екатерина Максимовна – бакалавр направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» выпускающей кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна

117997  г. Москва, Стремянный пер., 36



В. А. Кошель
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Кошель Владимир Андреевич – кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна

117997  г. Москва, Стремянный пер., 36



Список литературы

1. Кошель В. А., Сегал А. П., Шкляр Т. Л., Казакова Л. П. Педагогика партнерства и проектное обучение как способы развития субъектов современного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 2. С. 118 – 127.

2. История Киберспорта Российского. «От миллениума до признания» // Cybersport.ru: сайт. URL: https://www.cybersport.ru/tags/other/istoriya-kibersporta-rossiyskogo-ot-milleniuma-do-priznaniya (дата обращения: 22.02.2023). Дата публикации: 05.07.2016.

3. Геймеров признали спортсменами. Киберспорт официально признан видом спорта в России//Газета.Ru:сайт.URL:https://www.gazeta.ru/tech/2016/06/08/8292761/games-are-cool.shtml (датаобращения: 04.02.2023). Дата публикации: 08.06.2016.

4. Коржов Г. Итоги The International 2021: сколько выиграла Spirit, кто – MVP, сколько было рампаг // Cyber.sports.ru: сайт. URL: https://cyber.sports.ru/tribuna/blogs/digitalmix/2976479.html (дата обращения: 26.02.2023). Дата публикации: 18.10.2021.

5. Аудитория киберспорта в России – исследование Mediascope // Mediascope: сайт. URL: https://mediascope.net/news/1492649/ (дата обращения: 18.02.2023). Дата публикации: 17.08.2022.

6. Google Trends: сайт. URL: https://trends.google.ru/trends/explore?date=today%205-y&geo=RU&q=dota%202 (дата обращения: 22.02.2023).

7. Лямин Г. Россияне увидели перспективу в карьере киберспортсмена для своих детей // iGuides.ru: сайт. URL: https://www.iguides.ru/main/other/rossiyane_uvideli_perspektivu_v_karere_kibersportsmena_dlya_svoikh_detey/?sphrase_id=9975502 (дата обращения: 21.03.2023). Дата публикации: 21.01.2020.

8. Ядвидчук Г. Что такое киберспорт сегодня и как он устроен? // VK Play: сайт. URL: https://media.vkplay.ru/articles/feat/chto-takoe-kibersport-segodnya-i-kak-on-ustroen/?ysclid=lt5ikjowh1664066882 (дата обращения: 20.03.2023). Дата публикации: 22.12.2021.

9. Барабанов Д. Сколько на самом деле зарабатывают игроки в CS:GO? Рекорды трансферов, зарплат и самые крупные сделки // eScoreNews: сайт. URL: https://escorenews.com/ru/csgo/article/24070-skolko-nasamom-dele-zarabatyvayut-igroki-v-cs-go-rekordy-transferov-zarplat-i-samye-krupnye-sdelki (дата обращения: 23.02.2023). Дата публикации: 27.09.2021.

10. В Петербурге два года работает университетская программа по киберспорту. Чему там учат и что ждет студентов? // Диалог: сайт. URL: https://topdialog.ru/2020/05/18/v-peterburge-dva-goda-rabotaet-universitetskaya-programma-po-kibersportu-chemu-tam-uchat-i-kakoe-budushhee-zhdyot-studentov/ (дата обращения: 10.02.2023). Дата публикации: 18.05.2020.

11. Oschepkov A.A., Kidinov A. V., Babieva N. S., Vrublevskiy A. S., Egorova E. V., Zhdanov S. P. STEM technologybased model helps create an educational environment for developing students` technical and creative thinking // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2022. Vol. 18, iss. 5. Art. em2110. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/12033.

12. Вакансии «геймдизайнер» // HeadHunter: сайт. URL: https://hh.ru/search/vacancy?text=%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80+%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82&from=suggest_post&salary=&area=1&ored_clusters=true&experience=between1And3 (дата обращения: 10.02.2023).

13. Вакансии «менеджер киберспорт» // HeadHunter: сайт. URL: https://hh.ru/search/vacancy?text=%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80+%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82&from=suggest_post&salary=&area=1&ored_clusters=true&experience=between1And3 (дата обращения: 10.02.2023).

14. В 2021 году количество зрителей Twitch выросло на 45 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года // GamesIndustry.biz: сайт. URL: https://www.gamesindustry.biz/twitch-viewership-grew-45-percent-year-over-year-for-2021 (дата обращения: 15.02.2023). Дата публикации: 23.12.2021.

15. Болотнов А. В. Стрим как новый гипермедиажанр // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2021. Т. 20, № 2. С. 111 – 120.

16. Афонский С. А. Использование архетипов в произведениях русского киноплаката ХХ в. в контексте применения скрытых символов в современной рекламе товаров и услуг // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2017. № 2. С. 178 – 186.

17. Образование в сфере киберспорта. Это реально? // Навигатор образования: сайт. URL: https://fulledu.ru/articles/1708_obrazovanie-sfere-kibersporta-eto-realno.html (дата обращения: 26.02.2023). Дата публикации: 17.10.2021.

18. Сегал А. П., Савченко А. В. Виртуальная реальность – онтология, эпистемология, праксис. Постановка проблем // Искусственные общества. 2020. T. 15, вып. 4. DOI: https://doi.org/10.18254/S207751800012841–4.

19. ИОМ РАНХиГС запускает программы обучения для киберспортсменов и менеджеров в киберспорте // РАНХиГС: сайт. URL: https://www.ranepa.ru/news/iom-rankhigs-zapuskaet-programmy-obucheniya-dlya-kiber-sportsmenov-i-menedzherov-v-kibersporte/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 23.09.2022).

20. Экономический факультет РГГУ приглашает пройти повышение квалификации по профессии «Комментатор в киберспорте» // РГГУ: сайт. URL: https://www.rsuh.ru/education/ieup/structure/faculty-of-economics/kibersport.php (дата обращения: 14.02.2023).

21. Keystone. Bachelorstudies: сайт. URL: https://www.bachelorstudies.ru/ (дата обращения: 19.02.2023).

22. Есть ли в колледжах киберспорт в США? Новый путь к профессиональным играм (2023) // Raise Your Skillz: сайт. URL: https://raiseyourskillz.com/ru/do-colleges-have-esports-in-the-us-2/ (дата обращения: 20.02.2023).

23. APRU Esports // APRU: сайт. URL: https://www.apru.org/our-work/student-leadership/esports/ (дата обращения: 20.01.2023).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лазарева Е.М., Кошель В.А. Киберспорт – в программы высшего профессионального образования: целесообразность и перспективы. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(1):42-51. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-6

For citation: Lazarev E.M., Koshel V.A. eSports in higher vocational education programs: feasibility and prospects. Professional education in the modern world. 2024;14(1):42-51. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-6

Просмотров: 126

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)