Профессиональные коммуникации в функциональном пространстве образовательного суверенитета России


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-3

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье обосновывается необходимость формирования новой концепции суверенизации отечественного профессионального образования как самодостаточной системы, опирающейся на актуальное историческое наследие и прогнозный анализ основных тенденций развития общества. Утверждается необходимость трансформации высшего профессионального образования для формирования нового качества образовательных программ и оценки профессиональных навыков и компетенций выпускников, ориентированных на решение новых задач, соответствующих современной государственной политике Российской Федерации.

Постановка задачи. Выявление основных критериев, необходимых для построения новой модели суверенного образовательного пространства, в частности расширение спектра профессиональной подготовки, в том числе в сфере информационных технологий в рамках всероссийского проекта «цифровых кафедр», и ориентация на отечественных работодателей и отечественные технологии с целью формирования технологического, производственного и образовательного суверенитета России.

Методика и методология исследования. Новое качество образовательных программ и практик невозможно без нового подхода к его оценке, которая осуществляется посредством совместной работы университетов, профильных органов государственной власти и профессионального сообщества. В качестве примера рассмотрена система внутреннего мониторинга образовательных программ ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева».

Результаты. Анализ критериев оценки качества образования высших учебных заведений (как внутреннего мониторинга образовательных программ), профильных органов государственной власти (как аккредитационного мониторинга) и профессионального сообщества (посредством профессионально-общественной аккредитации) позволил выявить готовность университетского и профессионального сообществ к формированию нового качества образования, основанного на взаимно эффективных профессиональных коммуникациях.

Выводы. Рассмотренные критерии оценки качества образования соответствуют критериям, необходимым для построения новой модели образовательного пространства в части расширения спектра профессиональной подготовки и ориентации на отечественные технологии и работодателей для обеспечения приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами.


Об авторах

С. Ю. Пискорская
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Россия

Пискорская Светлана Юрьевна – доктор философских наук, доцент, директор Института социального инжиниринга

660037, г. Красноярск, пр. им. газ. «Красноярский рабочий», д. 31



А. Н. Городищева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Россия

Городищева Анна Николаевна – доктор культурологии, доцент, заведующая кафедрой рекламы и культурологии

660037, г. Красноярск, пр. им. газ. «Красноярский рабочий», д. 31



С. В. Стрельникова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Россия
Стрельникова Светлана Вячеславовна – старший преподаватель кафедры рекламы и культурологии


Д. М. Пискорский
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Россия

Пискорский Денис Максимович – заместитель декана факультета довузовской и фундаментальной подготовки

660037, г. Красноярск, пр. им. газ. «Красноярский рабочий», д. 31



Д. В. Рахинский
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого; Красноярский государственный аграрный университет
Россия

Рахинский Дмитрий Владимирович – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гражданского права и процесса, Красноярский государственный аграрный университет; профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого 

60049, г. Красноярск, пр. Мира, д. 90;
660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1



Список литературы

1. Жевлакович С. С. К вопросу о суверенизации национальной системы образования // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 127–135.

2. Ельцов В. В. Условия формирования корпуса профессиональных инженеров в Российской Федерации // Инженерное образование. 2020. № 28. С. 31–41.

3. Пискорская С. Ю. Коммуникации в профессиональном образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, № 4. С. 636–641.

4. Соловьев В. П., Перескокова Т. А. Модернизация системы профессионального образования: современные реалии и новые вызовы // Инженерное образование. 2020. № 28. С. 104–117.

5. Концепция технологического развития на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р // Правительство Российской Федерации: сайт. URL: http://static.government.ru/media/files/KlJ6A00A1K5t8Aw93NfRG6P8OIbBp18F.pdf (дата обращения: 07.10.2023).

6. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий: Указ Президента Рос. Федерации от 25 апр. 2022 г. № 231 // Президент России: сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47771 (дата обращения: 07.10.2023).

7. Никитина М. Г., Машьянова Е. Е. Концепция развития ВУЗов в условиях свободных экономических зон // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. Т. 7, № 2. С. 68–82.

8. Машьянова Е. Е. Интеграция вузов в инновационную систему регионов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8, № 1. С. 76–83.

9. Цифровые кафедры // Социоцентр: сайт. URL: https://sociocenter.info/projects/tsifrovye-kafedry/ (дата обращения: 07.10.2023).

10. Цифровые кафедры // Томский государственный университет: сайт. URL: https://itkaftsu.ru/ (дата обращения: 07.10.2023).

11. Игнатьев В. П. Система высшего образования России: взгляд в будущее // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13, № 1. С. 39–47. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-5.

12. Положение «О внутренней системе оценки качества образовательной деятельности» // Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева: сайт. URL: https://www.sibsau.ru/page/local-regulations-other-documents (дата обращения: 07.10.2023).

13. Утверждены аккредитационные показатели для вузов // Рособрнадзор: сайт. URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/utverzhdeny-akkreditaczionnye-pokazateli-dlya-vuzov/ (дата обращения: 07.10.2023).

14. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.10.2023).

15. Каменева Е. А. Бесспорные показатели качества // Аккредитация в образовании. 2023. № 5. С. 28–30.

16. Критерии ПОА // Межотраслевой центр развития квалификаций УрФУ: сайт. URL: https://mcrk.urfu.ru/ru/professionalno-obshchestvennaja-akkreditacija-poa/kriterii-poa/ (дата обращения: 07.10.2023).

17. Наводнов В. Г., Мотова Г. Н., Коротков П. А. Куда шагает независимая аккредитация? // Аккредитация в образовании. 2023. № 4. С. 11–21.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пискорская С.Ю., Городищева А.Н., Стрельникова С.В., Пискорский Д.М., Рахинский Д.В. Профессиональные коммуникации в функциональном пространстве образовательного суверенитета России. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(1):17-25. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-3

For citation: Piskorskaya S.Y., Gorodishcheva A.N., Strelnikova S.V., Piskorskiy D.M., Rakhinskiy D.V. Professional communications in the functional space of the education sovereignty of the Russian Federation. Professional education in the modern world. 2024;14(1):17-25. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-3

Просмотров: 114

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)