Искусственный интеллект в изменении педагогического дизайна


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-2

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье исследуются основания изменения педагогического дизайна под влиянием приложений искусственного интеллекта (ИИ), внедряемых в образовательные практики. Автор в качестве основного тезиса утверждает мысль о том, что активное внедрение приложений ИИ в образовательный процесс приводит к «размыванию» субъектности обучающихся и обучаемых, а также к «становлению» ИИ как «третьего субъекта» в традиционном дуальном образовательном взаимодействии. Постановка задачи. Актуальность рассмотрения указанной проблемы связывается с неопределенностью последствий внедрения ИИ в процессы обучения, снижением «качества» личного выбора индивида, а также понижением индекса его ответственности.

Методика и методология исследования. В статье показано, что современные изменения образовательного пространства, как глобального, так и российского, связаны с рядом факторов. Изменение традиционной архитектуры, трансформация ценностей и смыслов, универсализация образовательных стандартов в сочетании с индивидуализацией образовательных траекторий, активно идущая «эмиграция» в виртуальный мир – все это дифференцирует образовательное сообщество, разрушая его социокультурную идентичность.

Результаты. В статье акцентируется положение о том, что воздействие ИИ на изменение всей архитектуры обучения не только требует новой дидактики, но и принципиально изменяет весь педагогический дизайн. Сокращение так называемой «рутинной работы» (то есть той, которая легче поддается алгоритмизации): поиск информации, создание первичных текстовых и визуальных материалов, «подсказка рациональных выборов» актуальных целеполаганий и целереализаций и т. д., способствует «замене» многих характеристик в объеме субъектности индивида. Это буквально отрывает обучение от воспитания и тем самым лишает образование целостного обоснования как платформы его единства.

Выводы. Виртуализация мышления и познавательных потенций определяет явную противоречивость в векторах трансформации образовательных взаимодействий. Если первый вектор направлен на интенсификацию технологий обучения через ИИ как «инструмент», то второй содержит условия для «размывания» ответственности субъектов образования через ее «подмену и перекладывание» на обезличенных субъектов-аватаров.

 


Об авторе

С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Черных Сергей Иванович – доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии

630 039, г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 155



Список литературы

1. В Японии открыли первую заочную VR-школу в метавселенной, где в конце ученики получат официальный аттестат об окончании // IXBT Live: сайт. URL: https://www.ixbt.com/live/travel/v-yaponii-otkryli-pervuyu-zaochnuyu-vr-shkolu-v-metavselennoy-gde-v-konce-ucheniki-poluchat-oficialnyy-attestat-ob-okonchanii.html (дата обращения: 14.01.2024). Дата публикации: 13.01.2024.

2. Котов П. ChatGPT внедрят в учебный процесс в Университете штата Аризона // 3ДНьюс: сайт. URL: https://3dnews.ru/1099007/universitet-shtata-arizona-vnedrit-chatgpt-v-uchebniy-protsess (дата обращения: 20.01.2024). Дата публикации: 19.01.2024.

3. Лукашкин С. Метавселенные и AI: изменится ли образование в 2024 году // RB.RU: сайт. URL: https://rb.ru/opinion/metavselennye-v-obrazovanii-2024/ (дата обращения: 12.01.2024). Дата публикации: 13.12.2023.

4. Макова Н. EdTech в России и мире: объем рынка, инвестиции, тренды и основные функции провайдеров // RB.RU: сайт. URL: https://rb.ru/opinion/edtech-russia-world-2023/?ysclid=lt42ov44sn799193 595 (дата обращения: 12.01.2024). Дата публикации: 05.12.2023.

5. Россияне тратят треть жизни на интернет – и другие тревожные сообщения // TexTerra: сайт. URL: https://texterra.ru/blog/otchyot-ob-internete-i-socialnyh-setyah-2022-glavnoe.html (дата обращения: 15.09.2023). Дата публикации: 31.01.2022.

6. Соковикова Л. Как изменится искусственный интеллект в 2024 году? // Hi-News.ru: сайт. URL: https://hi-news.ru/eto-interesno/kak-izmenitsya-iskusstvennyj-intellekt-v-2024-godu.html?ysclid=lt43codn4x265238678 (дата обращения: 16.01.2024). Дата публикации: 15.01.2024.

7. Белова С. Искусственный интеллект поднимет ВВП // Коммерсантъ: сайт. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6442558?ysclid=lt445xkgsd455449505 (дата обращения: 08.01.2024). Дата публикации: 06.01.2024.

8. Начинается новая эра PSYOPCapitalism, в которой наша реальность может оказаться выдумкой. Как технологииизменяютнашразумужеболее 70 лет// SecurityLab.ru: сайт. URL: https://www.securitylab.ru/news/545201.php?ysclid=lt477qu8ya107024344 (дата обращения: 15.01.2024). Дата публикации: 15.01.2024.

9. Пшеничников И. Искусственный интеллект: секретные итоги встречи в Давосе // Царьград: сайт. URL: https://nsk.tsargrad.tv/articles/iskusstvennyj-intellekt-sekretnye-itogi-vstrechi-v-davose_948380 (дата обращения: 20.01.2024). Дата публикации: 20.01.2024.

10. Пиковер К. Искусственный интеллект. Иллюстрированная история. От автоматов до нейросетей. Москва: Синдбад, 2021. 251 с.

11. Kukulska-Hulme A., Bossu C., Charitonos K., Coughlan T., Deacon A., Deane N., Ferguson R., Herodotou C., Huang C.-W., Mayisela T., Rets I., Sargent J., Scanlon E., Small J., Walji S., Weller M., Whitelock D. Innovating pedagogy 2023: Open University innovation report 11. Milton Keynes: The Open University, 2023. 54 p.

12. Ерохина Е. Инновации в образовании – 2023: выбор экспертов Открытого университета // Skillbox: сайт. URL: https://skillbox.ru/media/education/innovatsii-v-obrazovanii-2023-vybor-ekspertov-otkrytogo-universiteta/?ysclid=lt45fc7ybq489694791 (дата обращения: 22.10.2023). Дата публикации: 20.10.2023.

13. Денисова К. Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели // Молодой ученый: сайт. URL: https://moluch.ru/information/pedagogicheskij-dizajn-ponyatie-principy-modeli/?ysclid=lt45p0dntk308530208 (дата обращения: 16.01.2024). Дата публикации: 04.12.2020.

14. Славинская Н. В. Становление педагогического дизайна как образовательной технологии // Актуальные исследования. 2023. № 27. С. 97–102.

15. Ertmer P.A., Newby T. J. Behaviorism, cognitivism, constructivism: comparing critical features from an instructional design perspective // Performance Improvement Quarterly. 2013. Vol. 26, no. 2. P. 43–71.

16. Черных С. И. Образование как общественное и индивидуальное благо // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1. С. 17–26.

17. Rogers E. M. Diffusion of innovations. 4th ed. New York: Free Press, 1995. 518 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Черных С.И. Искусственный интеллект в изменении педагогического дизайна. Профессиональное образование в современном мире. 2024;14(1):10-16. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-2

For citation: Chernykh S.I. Artificial intelligence in changing pedagogical design. Professional education in the modern world. 2024;14(1):10-16. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-2

Просмотров: 217

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)