РОССИЙСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Полный текст:




Аннотация

Структурные сдвиги в мобильности являются показателем интеграционных процессов и свидетельствуют о все более развивающемся соперничестве разных стран за студентов на международном рынке образования. По прогнозам ЮНЕСКО, к 2025 году число студентов, обучающихся за рубежом, может достигнуть 7 миллионов человек. В ряде стран доходы от экспорта образования настолько велики, что являются, по сути, бюджетообразующими. Однако сектор образовательного экспорта в России не назовешь сверхдоходным. В статье рассматривается место российских университетов в международном образовательном пространстве и анализируется сложившаяся ситуация в российских вузах, которая замедляет процесс интернационализации. На сегодняшний день, если не включать в число «стопроцентных» иностранных студентов, обучающихся в вузах России, выходцев из стран СНГ, то доля российских вузов на международном рынке образовательных услуг по показателю численности обучающихся иностранцев оказывается около 2,5 %. Мировые университетские рейтинги стали неотъемлемой частью глобальной системы высшего образования. Высокое место вуза в глобальном рейтинге - это вклад и в формирование соответствующего имиджа страны, и в улучшение ее позиций по ряду других важных показателей. Закрепленная президентским указом задача вхождения к 2020 году пяти российских вузов в первую сотню исследовательских университетов (в соответствии с основными мировыми рейтингами) многим как российским, так и международным экспертам представляется более чем амбициозной. При создании соответствующей инфраструктуры, которая будет отвечать мировым стандартам, вузы сталкиваются с рядом проблем, которые являются тормозом в их международной интеграции. Изучая общую ситуацию модернизации высшей школы России, исследователи выделяют такие проблемы, как меньшее финансирование по сравнению с ведущими вузами других стран, наличие языкового барьера и медленное изменение академической культуры российских вузов. Университетскому сообществу предстоит существенная трансформация, которая может занять больше времени, чем запланировано. Образовательное сообщество и государство не имеют четких ориентиров и стратегий популяризации российского образования за границей, слаба система продвижения образовательных программ и поддержки обучающихся в России иностранных студентов.

Об авторах

Вячеслав Иванович Кудашов
Сибирский федеральный университет
Россия


Ольга Викторовна Новосёлова
Уральский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Индекс глобальной конкурентоспособности // TheGlobalCompetitivenessReport 2014-2015 [Электронный ресурс] URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2014-15.pdf (дата обращения: 09.11.2014).

2. Международный рейтинг QSWorldUniversityRanking [Электронный ресурс] URL: www.TopUniversities.com (дата обращения: 10.11.2014).

3. Дмитриев Н. М. Экспортный потенциал российских вузов. - М., 2003.

4. О приоритетах направления развития образовательной системы РФ. - Высшее образование. - 2005. - № 1.

5. Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее образование в России. - 2004. - № 8; Жуковский И. В. Международные проекты в области образования // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 7. - С. 32-36; Галушкин М. Экспорт образования // Эксперт. - 2004. - № 28; Кагарлицкий Б. Вызовы // Платное образование. - 2004. - № 4; и др.

6. Соболевская О. Российские вузы пытаются преодолеть границы // Открытая экономика. - 2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.opec.hse.ru/1528185.html (дата обращения: 09.11.2014).

7. Communication from the Commission. The Role of the Universities in the Europe of Knowledge // COM (2003) 58 final, Brussels, February 2003.

8. Толмачев Д. Попасть в сотню // Эксперт онлайн. - 2012. - 12 сентября. [Электронный ресурс] URL: http://expert.ru/2012/09/21/popast-v-sotnyu/ (дата обращения: 09.11.2014).

9. Marginson Simon. Markets in Education. - Sidney, 1997.

10. Кустуева-Жан Т. Конкурентоспособны ли российские университеты? Взгляд со стороны. [Электронный ресурс] URL: http://opec.ru/data/2013/04/22/1233212324/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%20(22.4).pdf (дата обращения: 09.11.2014).

11. Торкунов А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Российское государство в системе международных отношений.

12. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Российская газета. - 2012. - 09 мая. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html (дата обращения: 09.11.2014).

13. Ирхин Ю. В. Мировые рейтинги университетов как управленческий фактор систем высшего образования // Научный журнал ArsAdministrandi (Искусство управления). - 2013. - № 1. - С. 97.

14. Шереги Ф. Э., Рыбаковский Л. Л., Арефьев А. Л., Савинков В. И. Численность учащихся и персонала образовательных учреждений Российской Федерации (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013.

15. Составлено по данным ЮНЕСКО, Института международного образования (США), национальных статистических служб и ЦСИ Минобрнауки России.

16. Соболевская О. Университеты должны ориентироваться на экономику будущего // Открытая экономика. - 2013. [Электронный ресурс] URL: http://opec.ru/1569698.html (дата обращения: 09.11.2014).

17. Составлен по материалам «исследование программ двойных дипломов между университетами стран ЕС и России». [Электронный ресурс] URL: http://tempus-russia.ru/meropri.htm (дата обращения: 09.11.2014).

18. Медведев С. А., Томашов И. А. Стратегия продвижения «российского измерения» в образовательных программах вузов ЕС и постсоветского пространства // Вестник международных организаций. - 2008. - № 7-8 (22).

19. Юдкевич М.Российская академическая профессия и построение передовых университетов// Отечественные записки. - 2013. - № 4.

20. Всемирный доклад по образованию 2007. Сравнение мировой статистики в области образования. - Монреаль: Институт статистики Юнеско, 2007.

21. Вухт Ф. ван, Вестерхайден Д. Ф. Многомерное ранжирование: новый инструмент прозрачности в области высшего образования // Вестник международных организаций. - 2012. - № 1 (36). [Электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/26/1269124950/2.pdf (дата обращения: 09.11.2014).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кудашов В.И., Новосёлова О.В. РОССИЙСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(1):178-192.

For citation: Kudashov V.I., Novoselova O.V. HIGHER INSTITUTIONS OF RUSSIA IN CONTEXTS OF INTEGRATION INTO INTERNATIONAL EDUCATIONAL SPACE. Professional education in the modern world. 2015;(1):178-192. (In Russ.)

Просмотров: 474

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)