Архетипический образ человека в тестовом рисунке и его роль в художественной педагогике


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-21

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье анализируются общие (архетипические) свойства рисунка человеческой фигуры, которые обнаруживаются при изучении тестовых рисунков большого количества испытуемых. Постановка задачи. Исследуемые свойства рисунка представляют собой базу для дальнейшего обучения художественному рисованию. Знание этих свойств позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению. Методика и методология исследования. Испытуемые, принимавшие участие в настоящем исследовании, ранее специально не обучались рисованию за пределами школьного курса. Всего в исследовании участвовало 1 848 человек. Применялись оценочные критерии из теста Гудинаф – Харриса. Результаты. В ходе анализа тестовых рисунков лиц от 14 до 20 лет выявлен ряд примечательных свойств тестовых рисунков, в частности определены значительные отличия мужского и женского рисунка. Выявлены формальные отличия рисунков испытуемых мужского и женского пола, которые не могут быть объяснены полоролевыми стереотипами. Обнаружен значительно более «правильный», но в то же время стереотипный характер женских рисунков. Мужские рисунки менее «правильны», но разнообразны. Возрастная динамика графических признаков мужских рисунков обнаруживает намного меньше тесных корреляций. В содержательном отношении в мужских и женских рисунках также наблюдаются различия. Так, корреляционный анализ показывает в мужских рисунках относительно большую согласованность признаков, характеризующих изображение верхних конечностей человеческой фигуры. Этот признак принято связывать с большей склонностью к социальным контактам и экстравертной деятельности. Выявление указанных закономерностей необходимо для психологического обеспечения художественного образования. В частности, проведенное исследование позволяет обосновать различия в образовательных подходах в зависимости от пола обучающихся. Полученные результаты представляют собой научное обоснование несостоятельности гендерного подхода, в частности в художественной педагогике. Выводы. В ходе исследования подтверждена состоятельность эволюционной теории пола В. А. Геодакяна. Согласно этой теории мужскому полу свойственна оперативная функция, а женскому полу – консервативная. Сравнительный анализ графомоторики испытуемых мужского и женского пола позволяет выявить именно эту особенность.

Об авторах

Д. А. Севостьянов
Новосибирский государственный медицинский университет
Россия

Севостьянов Дмитрий Анатольевич – доктор философских наук, доцент кафедры педагогики и психологии

630091, г. Новосибирск, Красный просп., 52



Е. В. Лисецкая
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Лисецкая Елена Вениаминовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дизайна и художественного образования Института искусств

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28

 



Т. В. Павленко
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Павленко Татьяна Владимировна – старший преподаватель кафедры изобразительного искусства Института искусств

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28

 



Список литературы

1. Севостьянов Д. А. Особенности мужской и женской графомоторики // Вопросы психологии. 2017. №5. С. 88–97.

2. Бук Дж. Тест «Дом, дерево, человек» // Проективная психология. Москва, 2000. С. 260 – 344.

3. Маховер К. Проективный рисунок человека. Москва: Смысл, 2014. 160 с.

4. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. Москва: Академия, 1996. 96 с.

5. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2002. 160 с.

6. Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. Москва: Апрель Пресс, 2001. 272 с.

7. Зобнина Л. Я. Анализ показателей психологических рисуночных тестов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. № 4. С. 117 – 127.

8. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. Санкт-Петербург: Речь, 2001. 416 с.

9. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Москва: Апрель Пресс, 2003. 244 с.

10. Родина Н. В. Рисуночный тест Вартегга. История создания и развития метода // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 3. С. 13 – 21.

11. Миллер С. Психология развития. Методы исследования. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 464 с.

12. Севостьянов Д. А. Графическая диагностика в оценке и отборе персонала. Половозрастные особенности тестового рисунка. Новосибирск: Золотой колос, 2018. 268 с.

13. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. Москва: Наука, 1990. 496 с.

14. Геодакян В. А. Эволюционная теория пола // Природа. 1991. № 8. С. 60 – 69.

15. Скоморохова Н. А. Гендерный подход в педагогической практике // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4. С. 94 – 97.

16. Павленко Т. В., Лисецкая Е. В., Рубцова Л. В. Подготовка студентов к организации деятельности детской академии художественного творчества и дизайна: учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 2019. 116 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Севостьянов Д.А., Лисецкая Е.В., Павленко Т.В. Архетипический образ человека в тестовом рисунке и его роль в художественной педагогике. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):395-404. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-21

For citation: Sevostyanov D.A., Lisetskaya E.V., Pavlenko T.V. The archetypal image of a person in a test drawing and its role in artistic pedagogy. Professional education in the modern world. 2023;13(2):395-404. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-21

Просмотров: 151

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)