Академические службы психологического сопровождения университетского образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-19

Полный текст:




Аннотация

Введение. Современная университетская жизнь богата событиями и проблемами, в ней много сложностей, включая такие, как приспособление к новой среде и общий стресс студенческой/преподавательской жизни и т. д. Университетский стресс значительно снижает успеваемость и отрицательно сказывается на психологическом самочувствии студентов, преподавателей и иных членов университетского сообщества. Постановка задачи. Служба психологической поддержки университета является важной дополнительной формой социально-психологической защиты человека на учебном и/или рабочем месте. Она предназначена для того, чтобы помогать субъектам образовательного процесса преодолевать стрессы и их последствия, влияющие на образовательные отношения, причины которых как связаны, так и не связаны напрямую с этими отношениями. Цель исследования – анализ проблем и направлений работы современных академических психологических служб. Методика и методология исследования. Метод исследования – теоретический анализ психологического сопровождения образовательного процесса как сферы многочисленных видов психологической помощи человека человеку в решении стоящих перед ним задач совладания с кризисами личностного, межличностного и учебно-профессионального развития. Методология исследования – системный анализ проблем и направлений работы академической психологической службы. Результаты. В академические службы клиенты могут обратиться, чтобы получить конфиденциальные, личные и профессиональные консультации и т. д. для развития, помощь по следующим направлениям: немедленное избавление от стрессового состояния, определение стратегий преодоления текущих проблем или кризиса, изучение путей более долгосрочных решений и более масштабных перемен, разработка и осмысление следующих шагов, коррекция намеченных маршрутов и т. д., развитие компетенций самопомощи. Выводы. Современные академические службы психологического сопровождения – междисциплинарные, полиморфные, полифункциональные и политехнологические структуры, активно развивающиеся в направлении оказания помощи и поддержки самопомощи людям, имеющим разные по типу, форме, интенсивности и модусу нарушения и запросы.

Об авторах

М. Р. Арпентьева
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»
Россия

Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), Заслуженный работник науки и образования Российской академии естествознания, психолог-исследователь

248000, г. Калуга, ул. Достоевского, 44

 



А. И. Тащёва
Южный федеральный университет
Россия

Тащёва Анна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии личности и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики

344056, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116, корп. 4



С. В. Гриднева
Южный федеральный университет
Россия

Гриднева Светлана Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры обшей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики

344056, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116, корп. 4



Список литературы

1. Stallman H. M., Hurst C. P. The university stress scale: measuring domains and extent of stress in university students. Australian Psychologist, 2016, vol. 51, no. 2, pp. 128 – 134. DOI: https://doi.org/10.1111/ap.12127

2. Pollard E., Williams M., Coare P., Marvell R., Houghton A.-M., Anderson J. Understanding provision for students with mental health problems and intensive support needs. Brighton: Inst. for Employment Studies, 2015. 181 p.

3. Greig A., MacKay T., Ginter L. Supporting the mental health of children and young people: a survey of Scottish educational psychology services // Educational Psychology in Practice. 2019. Vol. 35, no. 3. P. 257 – 270. DOI: https://doi.org/10.1080/02667363.2019.1573720.

4. Современная консультативная психология – 2021. В 2 т. / под ред. М. Р. Арпентьевой. Торонто: Альтасфера, 2020. Т. 1. 634 с.; Т. 2. 600 с.

5. Byrd DeA. R., McKinney K. J. Individual, interpersonal, and institutional level factors associated with the mental health of college students // Journal of American College Health. 2012. Vol. 60, no. 3. P. 185 – 193. DOI: https://doi.org/10.1080/07448481.2011.584334.

6. Академическое психологическое консультирование: [коллективная моногр.] / под ред. М. Р. Арпентьевой. Торонто: Альтасфера, 2019. 230 c.

7. Гриднева С. В., Тащёва А. И., Арпентьева М. Р. Основные направления психолого-педагогического сопровождения учащихся и обучающихся с ОВЗ и их семей в контексте академического консультирования // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 1. С. 226 – 235.

8. Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Москва, 27 – 28 окт. 2017 г.) / отв. ред. И. Б. Умняшова, И. В. Макарова. Москва: МГППУ, ВШЭ, 2017. 424 с.

9. Психологическая служба учреждений высшего образования / под общ. ред. С. В. Кучеренко. Ялта: КФУ им. В. И. Вернадского, 2019. 200 с.

10. Hatzichristou C., Lianos P., Lampropoulou A. Supporting vulnerable groups of students in educational settings: university initiatives and partnerships // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12, no. 4. P. 65 – 78. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2019.0404.

11. Wille A. M. Facilitating success for refugee students and their families // Communiqué. 2016. Vol. 44, no. 6. P. 35.

12. Quintiliani L., Sisto A., Vicinanza F., Curcio G., Tambone V. Resilience and psychological impact on Italian university students during COVID-19 pandemic. Distance learning and health // Psychology, Health & Medicine. 2022. Vol. 27, iss. 1. P. 69 – 80. DOI: https://doi.org/10.1080/13548506.2021.1891266.

13. Trougakos J. P., Beal D. J., Cheng B. H., Hideg I., Zweig D. Too drained to help: a resource depletion perspective on daily interpersonal citizenship behaviors // Journal of Applied Psychology. 2015. Vol. 100, no. 1. P. 227 – 236.

14. Арпентьева М. Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. 750 с.

15. Davies E. B. Development of an online intervention to increase mental health literacy and promote self-management of depression in university students: Ph. D. thesis. Nottingham: Univ. of Nottingham, 2015. 510 p. URL: http://eprints.nottingham.ac.uk/28972/1/EBDavies%20thesis.pdf (accessed 11.11.2022).

16. Julal F. S. Use of student support services among university students: associations with problem-focused coping, experience of personal difficulty and psychological distress // British Journal of Guidance & Counseling. 2013. Vol. 41, no. 4. P. 414 – 425. DOI: https://doi.org/10.1080/03069885.2012.741680.

17. Bewick B., Koutsopoulou G., Miles J., Slaa E., Barkham M. Changes in undergraduate students» psychological well-being as they progress through university // Studies in Higher Education. 2010. Vol. 35, iss. 6. P. 633 – 645. DOI: https://doi.org/10.1080/03075070903216643.

18. Fagan T. K., Wise P. S. School psychology: past, present and future. 3rd ed. Bethesda: Nat. Assoc. of School Psychologists. 2007. 560 p.

19. Merrell K. W., Ervin R. A., Gimpel G. A. School psychology for the 21st century: foundations and practices. New York: Guilford Press, 2006. XVI, 368 p.

20. Campbell R., Riggs Sh. A. The role of psychological symptomatology and social support in the academic adjustment of previously deployed student veterans // Journal of American College Health. 2015. Vol. 63, no. 7. P. 473 – 481. DOI: https://doi.org/10.1080/07448481.2015.1040408.

21. Cho S. Effects of social support and grateful disposition on employees» psychological well-being // The Service Industries Journal. 2018. Vol. 39, no. 11/12. P. 799 – 819. DOI: https://doi.org/10.1080/02642069.2018.1444755.

22. Hamilton T. K., Schweitzer R. D. The cost of being perfect: perfectionism and suicide ideation in university students // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. 2000. Vol. 34, no. 5. P. 829 – 835. DOI: https://doi.org/10.10 80/j.1440-1614.2000.00801.x.

23. Bruner J. S. The culture of education. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1996. XVI, 224 p.

24. Successful educational action for inclusion and social cohesion in Europe / ed. R. Flecha. Springer, 2015. XI, 108 р. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-11176-6.

25. Barbier K., Donche V., Verschueren K. Academic (under) achievement of intellectually gifted students in the transition between primary and secondary education // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Art. 2533. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02533.

26. Duque E., Gairal R., Molina S., Roca E. How the psychology of education contributes to research with a social impact on the education of students with special needs: the case of successful educational actions // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Art. 439. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00439.

27. Арпентьева М. Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. Санкт-Петербург: Лань, 2023. 252 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Арпентьева М.Р., Тащёва А.И., Гриднева С.В. Академические службы психологического сопровождения университетского образования. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):377-385. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-19

For citation: Arpentieva M.R., Tashcheva A.I., Gridneva S.V. Academic services of psychological support of university education. Professional education in the modern world. 2023;13(2):377-385. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-19

Просмотров: 164

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)