Нормативная база экспортного потенциала российской системы аграрного образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-17

Полный текст:




Аннотация

Введение. Актуальность статьи обусловлена проблемами конкурентоспособности отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг, в том числе аграрного образования. В статье говорится о необходимости иметь достаточную нормативную базу для его осуществления и надежный механизм оценки экспортного потенциала российской системы аграрного образования. Постановка задачи. Цель исследования – выявление нормативной базы стратегии развития системы отечественного образования с учетом обстоятельств, в которых оказалась экономика страны, санкций со стороны западных стран против России. Методика и методология исследования. Исследование включает обзор библиографических и нормативных источников по проблеме формирования и функционирования механизма оценки экспортного потенциала российской системы аграрного образования. Результаты. К результатам работы можно отнести описание и анализ проблем, связанных с раскрытием понятий «образовательный потенциал вузов России» и «экспортный потенциала российской системы аграрного образования»; обобщение информации по нормативной базе российской системы образования (проекты, программы, стратегии и инициативы), направленные на привлечение иностранных студентов в вузы России. Раскрыто представление об увеличении доли несырьевого экспорта Российской Федерации за счет повышения привлекательности российского образования на международном образовательном рынке. Авторами предложен алгоритм, представляющий собой последовательность шагов осуществления миграционного процесса для вновь поступающих в российские вузы, прохождение которого позволяет гражданам различных стран стать российскими студентами и получать выбранное ими образование. Выводы. В заключительной части работы говорится о том, что проблема исследования носит практико-ориентированный характер, позволяет определить организационно-педагогические условия качественного функционирования отечественного аграрного образования в ракурсе международного взаимодействия вузов в новом образовательном пространстве.

Об авторах

А. В. Декар
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Декар Анастасия Владимировна – аспирант

630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



Т. В. Сидорина
Новосибирский государственный педагогический университет; Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Сидорина Татьяна Владимировна – доктор педагогических наук, профессор

630039, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28

630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2



Список литературы

1. Валерий Фальков объявил перечень вузов, отобранных для участия в программе «Приоритет 2030» // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/40462/ (дата обращения: 13.01.2023).

2. В Белгородском аграрном университете обсудили программу развития консорциума «Агроприоритет-2030» // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: сайт. URL: https://mcx.gov.ru/pressservice/novosti-agrarnoy-nauki-i-obrazovaniya/v-belgorodskom-agrarnom-universitete-obsudili-programmurazvitiya-konsortsiuma-agroprioritet-2030-74500/ (дата обращения: 13.01.2023).

3. Береснев Д. Н., Жалнин В. А., Слизовский Д. Е. Политика российской Федерации по повышению экспортного потенциала системы образования: риски и возможности старта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2017. № 4. С. 366 – 377.

4. Егорова И. А. Перспективы развития международного образования в России // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование, 2018. № 2. С. 18 – 22.

5. Два аграрных вуза России вошли в мировой рейтинг THE Impact Rankings 2021 // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: сайт. URL: https://mcx.gov.ru/press-service/regions/dva-agrarnykh-vuzarossii-voshli-v-mirovoy-reyting-the-impact-rankings-2021/ (дата обращения: 13.01.2023).

6. Гуськов Ю. А., Вульферт В. Я., Сидорина Т. В. Современные проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов аграрного профиля // Актуальные проблемы образовательной деятельности высшей школы: материалы межвуз. студенч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2018. Ч. 1. С. 6–8.

7. Декар А. В., Сидорина Т. В. Модель исследования международного сотрудничества как фактора развития образовательной среды вузов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021. №1. С. 34–37.

8. Декар А. В., Сидорина Т. В. Международная деятельность вуза в условиях интернационализации образовании // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: материалы межвуз. студенч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2021. С. 23 – 26.

9. Как иностранным студентам получить высшее образование в российском вузе? // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-iobrazovanie/36132/ (дата обращения: 13.01.2023).

10. Костюков А. Л. Социокультурные и институциональные аспект культурной дипломатии РФ в 2000 – 2014 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Москва, 2020. 26 с.

11. Назарова И. Б. Привлечение иностранных студентов в российские вузы // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. №. 17 – 1. С. 842 – 847.

12. Новицкая Е. Д., Панасюк Е. А. Преимущества экспорта образовательных услуг // Фундаментальные и прикладные аспекты глобализации экономики: тез. докл. и выступлений III Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых (11 – 12 апр. 2022 г.). Донецк, 2022. С. 191 – 194.

13. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратег. развитию и приоритет. проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6). URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 13.01.2023).

14. Проект 5 – 100: итоги программы. Мнение экспертов // Forbes Education: site. URL: https://education.forbes.ru/authors/5-100-experts (дата обращения: 13.01.2023).

15. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14.07.2022 № 357-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421935/ (дата обращения: 13.01.2023).

16. Федеральный закон от 21.07.2012 №126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 г.» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132905/ (дата обращения: 13.01.2023).

17. Филиппова М. Ю. Экспорт образования как правовое явление // Вестник Академии права и управления. 2019. № 1. С. 39 – 45.

18. Хорошилов А. В. Интернационализация высшего образования в информационном обществе // Статистика и экономика. 2006. № 1. С. 5 – 11.

19. Эбзеева Ю. Н., Гишкаева Л. Н. Реализация стратегий российских вузов в условиях международных рейтингов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2022. Т. 9, № 1. С. 7 – 19.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Декар А.В., Сидорина Т.В. Нормативная база экспортного потенциала российской системы аграрного образования. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):345-352. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-17

For citation: Dekar A.V., Sidorina T.V. Regulatory framework of the export potential of the Russian agricultural education system. Professional education in the modern world. 2023;13(2):345-352. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-17

Просмотров: 138

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)