Моделирование процесса развития компетенции формообразования бакалавра-дизайнера


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-14

Полный текст:




Аннотация

Введение. В условиях экономической и социальной нестабильности прогнозируемое будущее колеблется от распространения шестого технологического уклада до наступления нового средневековья и лоутека. В непредсказуемой ситуации уверенно на рынке труда чувствует себя дизайнер, способный интегрировать профессиональные и личные компетенции в смежные специализации, уверенно работающий с задачами из других научных и профессиональных областей, обладающий развитым профессиональным мышлением, владеющий умением использовать профессиональные инструменты и законы формообразования в решении многообразных профессиональных задач. Развитие компетенции формообразования бакалавра-дизайнера позволит создать фундаментальную общепрофессиональную подготовку бакалавра-дизайнера. Постановка задачи. Цель исследования – разработка и теоретико-методологическое обоснование структурно-содержательной модели развития компетенции формообразования бакалавра-дизайнера. Развитие компетенции формообразования позволяет осознанно переносить специализированные компетенции дизайнера на общепрофессиональное поле деятельности. Методика и методология исследования. Методологическую основу исследования составили практико-ориентированный, интегративный, компетентностный и личностно-ориентированный подходы, а также принципы профессиональной направленности, интегративности, персональной ориентированности, рефлексивности. В качестве ведущего метода исследования использовался метод моделирования. Результаты. Разработана структурно-содержательная модель процесса развития компетенции формообразования бакалавра-дизайнера, включающая четыре взаимосвязанных блока: целевой, теоретико-методологический, дидактико-технологический и результативно-оценочный. Модель позволяет развить компетенцию формообразования бакалавра-дизайнера, необходимую для ведения профессиональной деятельности в условиях экономической и социальной неопределенности и неустойчивости. Выводы. Научная новизна заключается в следующем: обоснованы принципы и методы процесса развития компетенции формообразования; разработана структурно-содержательная модель; обоснованы и описаны организационно-педагогические условия. Перспективы последующих исследований: практическая реализация модели, разработка компонентов компетенции и внедрение технологий развития компетенции формообразования по дисциплинам. Результаты могут быть применены в процессе профессионального образования дизайнеров.

Об авторах

В. А. Чупина
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Чупина Валентина Александровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии профессионально-педагогического образования

 620143, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

 



Т. Е. Микова
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н. С. Алфёрова
Россия

Микова Татьяна Евгеньевна – старший преподаватель кафедры теории и истории архитектуры и искусств

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23



Список литературы

1. Иттен И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. Москва: Наука, 2018. 825 c.

2. Дружкова Н. И. Кандинский в Баухаузе: теоретические основы художественно-педагогической деятельности. Москва, 2006. 241 с.

3. Moholy-Nagy S. Moholy-Nagy experiment in totality. Cambridge, Massachusetts: M. I. T. Press, 1969. 259 с.

4. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. В 2 кн. Кн. 1. Проблемы формообразования. Мастера и течения. Москва: Стройиздат, 1996. 709 с.

5. Мелодинский Д. Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования. Москва: Архитектура-С, 2004. 312 с.

6. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. 374 с.

7. Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: учеб. пособие. Москва: Академия, 2001. 184 с.

8. Микова Т. Е., Чупина В. А. Компетенция формообразования в подготовке бакалавров-дизайнеров: понятие, компоненты, уровни // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12, № 3. С. 21 – 28. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-3-21-28.

9. Банникова Т. И. Самообразовательная деятельность как важнейшее педагогическое условие развития транспрофессиональной компетенции магистрантов-дизайнеров // Казанский педагогический журнал. 2021. №1. С. 94–100.

10. Gropius W. The new architecture and the Bauhaus. Cambridge, Massachusetts, M. I. T. Press, 1965. 112 p.

11. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. Санкт-Петербург: Азбука, 2003. 240 с.

12. Sádaba Fernández J. Transversality and common ground between architecture, design thinking and teaching innovation // VII Jornadas sobre Innovación Docente en Arquitectura (JIDA»19), Escuela Técnica Superior de Arquitectura de Madrid, 14 y 15 de Noviembre de 2019. Barcelona, 2019. P. 290 – 301. DOI: 10.5821/jida.2019.8329.

13. Brooks D. It could have been great: an examination of Kandinsky»s Bauhaus paintings and the great synthesis of the arts: MA thesis, humanities. Old Dominion Univ., 2016. V, 103 p. DOI: 10.25777/qqey-w402.

14. Аронов В. Р. Дизайн в культуре ХХ века. 1945 – 1990. Москва, 2013. 405 с.

15. Соловьев Ю. Б. Моя жизнь в дизайне: дизайн – это элегантность, эффективность и комфорт. Москва: Союз дизайнеров России, 2004. 251 с.

16. Сенежская студия. Евгений Розенблюм. 1964 – 1991 / ред. Э. Кубенский. Москва: Татлин, 2019. 288 с.

17. Гильдебрандт А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей. Москва: Логос, 2011. 134 с.

18. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. Москва: В. Шевчук, 2009. 344 с.

19. Габричевский А. Г. Морфология искусства. Москва: Аграф, 2002. 864 с.

20. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Москва: Архитектура-С, 2007. 392 с.

21. Чупина В. А., Микова Т. Е. Формообразование как педагогическое понятие // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2020. № 6. С. 9 – 13.

22. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. 152 с.

23. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004. 440 с.

24. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. 2-е изд. испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та; Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. проф.-пед. колледжа, 2005. 325 с.

25. Вербицкий А. А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4. С. 8 – 13.

26. Земпер Г. Практическая эстетика: пер. с нем. Москва: Искусство, 1970. 320 с.

27. Мастера советской архитектуры об архитектуре: избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. В 2 т. / под общ. ред. М. Бархина [и др.]. Москва: Искусство, 1975.

28. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методол. семинара 16 нояб. 2004 г. Москва: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.

29. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.

30. Бондаревская А. И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов: дис. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 186 с.

31. Якиманская И. С. Построение модели личностно-ориентированного обучения. Москва: КСП+, 2001. 128 с.

32. Чупина В. А. Федоренко О. А. Теория и практика профессиональной педагогической рефлексии. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 200 с.

33. Miller R., Miliband D., Hopkins D. [et al.]. Personalising education. Paris: OECD Publ., 2006. 127 p. DOI:10.1787/ 9789264036604-en.

34. Зеер Э. Ф., Крежевских О. В. Концептуально-теоретические основы персонализированного образования // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 4. С. 11 – 39. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-11-39.

35. Деятельность специализированная в области дизайна // ОКВЭД код: сайт. URL: https://okvedkod.ru/okved/kod-74.1 (дата обращения: 28.06.2023).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Чупина В.А., Микова Т.Е. Моделирование процесса развития компетенции формообразования бакалавра-дизайнера. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):318-326. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-14

For citation: Chupina V.A., Mikova T.E. Modeling of the process of development of the competence of morphogenesis for the bachelor of design. Professional education in the modern world. 2023;13(2):318-326. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-14

Просмотров: 189

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)