Наставничество в условиях реализации дуального подхода к подготовке кадров
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-13
Аннотация
Об авторах
Э. Р. ГайнеевРоссия
Гайнеев Эдуард Робертович – кандидат педагогических наук, кафедра технологий профессионального обучения факультета физико-математического и информационно-технологического образования
432700, г. Ульяновск, пл. 100-летия Ленина, 4
Е. М. Громова
Россия
Громова Екатерина Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физико-математического и информационно-технологического образования, доцент кафедры методик математического и информационно-технологического образования
432700, Ульяновск, пл.100-летия Ленина, 4
А. Р. Масалимова
Россия
Масалимова Альфия Рафисовна – доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики выс- шей школы Института психологии и образования
420021, г. Казань, ул. Межлаука, д.1
Список литературы
1. О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»: Постановление Правительства от 16 марта 2022 г. № 387 // Гарант: информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/403719658/ (дата обращения: 15.04.2023).
2. Об учреждении знака «За наставничество»: Указ Президента Рос. Федерации от 2 марта 2018 г. № 94 // Гарант: информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71791182/ (дата обращения: 15.04.2023).
3. Гайнеев Э. Р. Подготовка рабочих высокой квалификации: роль наставника практики на предприятии // Среднее профессиональное образование. 2020. № 2. С. 40 – 45.
4. Батышев А. С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. Москва: Высш. шк., 1985. 272 с.
5. Масалимова А. Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Уфа, 2014. 40 с.
6. Ирисметова И. И., Осипов П. Н. Наставничество как объект научных исследований // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 109 – 115. DOI: https://doi.org/10.24411/2307–4264–2020–10234.
7. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4 – 18.
8. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для мастеров производственного обучения и наставников на производстве / под общ. ред. В. И. Блинова. Москва: Юрайт, 2017. 219 с.
9. Галагузова М. А, Головнев А. В. Наставничество: из прошлого в настоящее // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 6. С. 16 – 22.
10. Дуброва Т. И. Модель профессионального наставничества в подготовке рабочих кадров // Среднее профессиональное образование. 2020. № 5. С. 27 – 31.
11. Педагогические основы наставничества / под ред. С. Я. Батышева, М. И. Махмутова. Москва: АПН CССР, 1977. 400 с.
12. Батышев С. Я. Производственная педагогика: учеб. для работников, занимающихся проф. обучением рабочих на производстве. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Машиностроение, 1984. 622 с.
13. Greinert W.-D. Geschichte der Berufsausbildung in Deutschland // Handbuch der Berufsbildung. VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2006. S. 499 – 508. DOI: 10.1007/978-3-531-90622-5-31.
14. Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний: пер. с англ. Минск: Амалфея, 1998. 288 с.
15. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 92 – 112.
16. Gayneev Е. R. Dual interaction of social partners in creative training of the modern worker // Modern European Researches. 2016. № 3. P. 50 – 54.
17. Гайнеев Э. Р. Реализация принципа рационализма в условиях проектно-творческой деятельности при подготовке рабочих кадров в системе СПО / // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 4. С. 64 – 72.
18. Мюллер Х.-П. Рациональность, рационализация, рационализм. От Вебера к Бурдье? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. 19, № 1. С. 16 – 42.
19. Гайнеев Э. Р., Каташев В. Г. Рационализаторство как качество личности: педагогическое понятие и дидактический принцип // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1. С. 30 – 43. DOI: 10.52944/PORT.2022.48.1.002.
20. Nickel S., Püttmann V. Qualitätsentwicklung im dualen Studium: ein Handbuch für die Praxis. Essen: Stifterverband, 2015. 143 S.
21. Kommt es international zu einer Renaissance der dualen Berufsausbildung? Empfehlung Initiative zur Internationalisierung der Berufsbilder.
22. Безрукова В. С. Педагогика: учеб. пособие. Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2021. 324 с.
23. Дуальное образование в Германии. Почему в России до этого не додумались. URL: https://dzen.ru/a/XXDRxLXpkgCtr-o0 (дата обращения: 15.04.2023).
24. Золотарева Н. М. Присоединение России к Worldskills international // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 19 – 23.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Гайнеев Э.Р., Громова Е.М., Масалимова А.Р. Наставничество в условиях реализации дуального подхода к подготовке кадров. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):307-317. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-13
For citation: Gaineev E.R., Gromova E.M., Masalimova A.R. Mentoring in the context of the implementation of the dual approach in personnel training. Professional education in the modern world. 2023;13(2):307-317. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-13
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.