Наставничество в условиях реализации дуального подхода к подготовке кадров


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-13

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье представлен опыт подготовки квалифицированных рабочих кадров и служащих в процессе взаимовыгодного партнерства в дуальном взаимодействии образовательной организации и работодателя в условиях внедрения проекта «Специалитет» и сокращения сроков обучения, когда успешность профессиональной подготовки зависит от эффективности взаимодействия педагога и наставника и когда в значительной степени актуализируется роль наставника. Постановка задачи. Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть возможности дуального подхода на уровне ближайшего взаимодействия: между педагогом образовательной организации (инженер-педагог) и руководителями практики на производстве (наставники) в совместной подготовке кадров для нужд предприятия, что позволяет объединить кадровые и материально-технические ресурсы заинтересованных сторон и в целом способствует повышению качества обучения. Решение проблемы способствует: 1) системному повышению квалификации тандема «педагог» и «наставник», обмену профессионально-педагогическим опытом; 2) развитию психолого-педагогических знаний-умений наставников; 3) активизации учебно-познавательной деятельности студентов; 4) формированию потребности в саморазвитии обучающихся, педагогов и наставников. Методика и методология исследования. Ведущие подходы к исследованию: личностно-ориентированный, деятельностный, системный, способствуют повышению эффективности взаимодействия тандема «педагог – наставник» в совместной подготовке востребованных кадров, соответствующих современным реалиям и способствующих успешной реализации проекта «Специалитет». Результаты. Значимость результатов исследования заключается в том, что выявлены дидактические условия и разработана модель дуально-творческого взаимодействия с учетом интересов всех сторон процесса подготовки, где ключевой фигурой является личность обучающегося. Результаты также позволяют определить перспективы дальнейших исследований данной проблемы, которые состоят в создании научно обоснованных технологий проектирования содержания обучения в условиях эффективного социального партнерства, выявления эффективных форм, средств и методов наставнической деятельности. Выводы. Представленная методика подготовки рабочих кадров на основе эффективного дуально-творческого взаимодействия может быть полезна для педагогов практического обучения, мастеров профессионального обучения, учителей технологии и успешно применяться на краткосрочных курсах обучения взрослых, повышения квалификации, подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих и служащих.

Об авторах

Э. Р. Гайнеев
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Россия

Гайнеев Эдуард Робертович – кандидат педагогических наук, кафедра технологий профессионального обучения факультета физико-математического и информационно-технологического образования

432700, г. Ульяновск, пл. 100-летия Ленина, 4



Е. М. Громова
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Россия

Громова Екатерина Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физико-математического и информационно-технологического образования, доцент кафедры методик математического и информационно-технологического образования

432700, Ульяновск, пл.100-летия Ленина, 4 



А. Р. Масалимова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Масалимова Альфия Рафисовна – доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики высшей школы Института психологии и образования

420021, г. Казань, ул. Межлаука, д.1

 



Список литературы

1. О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»: Постановление Правительства от 16 марта 2022 г. № 387 // Гарант: информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/403719658/ (дата обращения: 15.04.2023).

2. Об учреждении знака «За наставничество»: Указ Президента Рос. Федерации от 2 марта 2018 г. № 94 // Гарант: информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71791182/ (дата обращения: 15.04.2023).

3. Гайнеев Э. Р. Подготовка рабочих высокой квалификации: роль наставника практики на предприятии // Среднее профессиональное образование. 2020. № 2. С. 40 – 45.

4. Батышев А. С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. Москва: Высш. шк., 1985. 272 с.

5. Масалимова А. Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Уфа, 2014. 40 с.

6. Ирисметова И. И., Осипов П. Н. Наставничество как объект научных исследований // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 109 – 115. DOI: https://doi.org/10.24411/2307–4264–2020–10234.

7. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4 – 18.

8. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для мастеров производственного обучения и наставников на производстве / под общ. ред. В. И. Блинова. Москва: Юрайт, 2017. 219 с.

9. Галагузова М. А, Головнев А. В. Наставничество: из прошлого в настоящее // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 6. С. 16 – 22.

10. Дуброва Т. И. Модель профессионального наставничества в подготовке рабочих кадров // Среднее профессиональное образование. 2020. № 5. С. 27 – 31.

11. Педагогические основы наставничества / под ред. С. Я. Батышева, М. И. Махмутова. Москва: АПН CССР, 1977. 400 с.

12. Батышев С. Я. Производственная педагогика: учеб. для работников, занимающихся проф. обучением рабочих на производстве. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Машиностроение, 1984. 622 с.

13. Greinert W.-D. Geschichte der Berufsausbildung in Deutschland // Handbuch der Berufsbildung. VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2006. S. 499 – 508. DOI: 10.1007/978-3-531-90622-5-31.

14. Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний: пер. с англ. Минск: Амалфея, 1998. 288 с.

15. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 92 – 112.

16. Gayneev Е. R. Dual interaction of social partners in creative training of the modern worker // Modern European Researches. 2016. № 3. P. 50 – 54.

17. Гайнеев Э. Р. Реализация принципа рационализма в условиях проектно-творческой деятельности при подготовке рабочих кадров в системе СПО / // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 4. С. 64 – 72.

18. Мюллер Х.-П. Рациональность, рационализация, рационализм. От Вебера к Бурдье? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. 19, № 1. С. 16 – 42.

19. Гайнеев Э. Р., Каташев В. Г. Рационализаторство как качество личности: педагогическое понятие и дидактический принцип // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1. С. 30 – 43. DOI: 10.52944/PORT.2022.48.1.002.

20. Nickel S., Püttmann V. Qualitätsentwicklung im dualen Studium: ein Handbuch für die Praxis. Essen: Stifterverband, 2015. 143 S.

21. Kommt es international zu einer Renaissance der dualen Berufsausbildung? Empfehlung Initiative zur Internationalisierung der Berufsbilder.

22. Безрукова В. С. Педагогика: учеб. пособие. Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2021. 324 с.

23. Дуальное образование в Германии. Почему в России до этого не додумались. URL: https://dzen.ru/a/XXDRxLXpkgCtr-o0 (дата обращения: 15.04.2023).

24. Золотарева Н. М. Присоединение России к Worldskills international // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 19 – 23.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гайнеев Э.Р., Громова Е.М., Масалимова А.Р. Наставничество в условиях реализации дуального подхода к подготовке кадров. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):307-317. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-13

For citation: Gaineev E.R., Gromova E.M., Masalimova A.R. Mentoring in the context of the implementation of the dual approach in personnel training. Professional education in the modern world. 2023;13(2):307-317. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-13

Просмотров: 275

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)