Практико-ориентированное обучение студентов психолого-педагогических направлений в вузе


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-9

Полный текст:




Аннотация

Введение. Современный рынок труда актуализирован потребностью в специалистах, вовлеченных и включенных в проактивную профессиональную деятельность, реализующих творческий подход к ее выполнению. Подготовка такого высококвалифицированного специалиста, способного гибко реагировать на постоянно изменяющиеся условия, приобрела высокую значимость в образовательном процессе. Постановка задачи. Перед высшими учебными заведениями стоит задача создавать новые способы реализации практико-ориентированного обучения, позволяющего обеспечить условия, близкие к профессиональным. Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения обучающимися образовательной программы с целью формирования у них профессиональных компетенций за счет выполнения реальных практических задач. Современная образовательная система предъявляет высокие требования к участникам образовательного процесса. Методика и методология исследования. Перед преподавателями стоит задача поиска новых технологий взаимодействия с целевой аудиторией. Одними из ключевых технологий выступают проектные технологии, игротехнологии, которые имеют феноменологические черты игры бытийного, метафизического, социокультурного и педагогического феноменов. Использование данных технологий реализуется путем создания специального интегрированного образовательного пространства – научно-исследовательской лаборатории «Студенческий проектный центр». Участники центра через проектную и игровую деятельность вовлекаются в самостоятельный поиск научного исследования, что повышает учебную мотивацию. Результаты. Пространство объединяет такие направления, как проектный офис, игротехническая лаборатория, психологический клуб. Здесь же реализуются дополнительные образовательные программы, такие как «Проектная школа "ProjectSkills", "Школа игротехника", "Школа инклюзивного тьютора"». В программах раскрываются методологические основания проектных технологий, геймификации, определение их места и роли в образовательных играх в содержательном, организационном и личностно-смысловом аспектах. Выводы. Формирование механизмов игротехнических умений в области геймификации проектной деятельности и интерактивных форм обучения позволяет расширить масштабы и повысить эффективность современного образовательного процесса.

Об авторах

Н. С. Ливак
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева; «Студенческий проектный центр «Инсайт»
Россия

Ливак Наталия Степановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Института социального инжиниринга; заведующий Научно-исследовательской лаборатории

660037, г. Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 31



А. М. Портнягина
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева; «Студенческий проектный центр «Инсайт»
Россия

Портнягина Анастасия Михайловна – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Института социального инжиниринга; научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории

660037, г. Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 31



Список литературы

1. Лунева Ю. Б., Ваганова О. И., Смирнова Ж. В. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №6. С. 122–126.

2. Вяткина И. В. Практико-ориентированное обучение как средство профессионализации подготовки будущих специалистов в университете // Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции «Новый взгляд на систему образования». URL: https://science.kuzstu.ru/wpcontent/Events/Conference/nv/newview/pages/Articles/007.pdf (дата обращения: 02.04.2023).

3. Савицкая А. В. Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблемы реализации в вузе // European Social Science Journal. 2013. № 4. С. 66 – 74.

4. Мокшина Н. Г. Практико-ориентированный подход к преподаванию педагогических дисциплин // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. Москва, 2017. С. 154 – 157.

5. Климов В. А. Практико-ориентированное обучение в системе высшего образования. Тамбов: Вершина, 2016. 144 с.

6. Иванов В. М. Практико-ориентированное обучение школьников и самоопределение личности // Концепт. 2014. № 18. С. 21 – 25.

7. Дюков В. М. Формирование проектной культуры: введение в проблему // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 9. С. 80 – 83.

8. Бондаревская Р. С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности // Человек и образование. 2009. № 4. С. 94 – 96.

9. Караев Н. Л. Совершенствование методологии геймификации образовательного процесса. Киров: ВГУ, 2019. 105 с.

10. Николаева О. Н. Настольные игры в обучении английскому языку // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. Москва, 2017. С.157 – 160.

11. Давидович Н. В., Башилова Е. Н., Шестакова М. В., Кукалевская Н. Н. Геймификация как способ повышения мотивации к изучению иммунологии в медицинском вузе // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4379-4387.

12. Севостьянов Д. А., Толстова И. Э. Стратегия непрямых действий в образовательных технологиях // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 4. С. 10 – 18. DOI: https://doi.org/10.20913/26187515-2021-4-2.

13. Сегал А. П., Савченко А. В., Костикова А. А. О построении виртуальных миров. Опыт преподавания межфакультетского курса в МГУ имени М. В. Ломоносова // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 3. С. 77 – 87. DOI: https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-08.

14. Проскура Я. В., Терехова Е. А. Применение современных психолого-педагогических технологий в формировании познавательного интереса и мотивации на занятиях иностранного языка // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 3. С. 3081 – 3089. DOI: 10.15372/PEMW20190320.

15. Демин В. В., Земцов Д. И. Дидактические ролевые игры в системе высшего образования // Инновации в образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Орел, 2009.

16. Карпенко Е. А. Игротехники, как способ повышения качества обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7. С. 22 – 23.

17. Ливак Н. С., Портнягина А. М. Технологии включения обучающихся в проектную деятельность // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 3112 – 3120. DOI: 10.15372/PEMW20200316.

18. Глушанко В. С. Здоровый образ жизни и его составляющие. Витебск: ВГМУ. 2017. 301 с.

19. Шелл Дж. Геймдизайн: как создать игру, в которую будут играть все. Москва: Альпина, 2020. 640 с.

20. Заславская О. Ю., Сиденко А. Г. Применение принципов игрового дизайна и игровых механик к неигровому контенту // Вестник Московского городского педагогического университета. 2020. № 1. С. 30 – 33.

21. Воробейчик Я. Н. Педагогическая психотерапия // Руководство по психотерапии / Я. Н. Воробейчик. Одесса, 2004. С. 273 – 338.

22. Попов Л. Н. Систематизация методологических принципов (подходов) педагогики // Педагогическое образование в России. 2012. № 1. С. 15 – 20.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ливак Н.С., Портнягина А.М. Практико-ориентированное обучение студентов психолого-педагогических направлений в вузе. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):275-283. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-9

For citation: Livak N.S., Portnyagina A.M. Practical-oriented training of students of psychological and pedagogical directions at the university. Professional education in the modern world. 2023;13(2):275-283. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-9

Просмотров: 282

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)