Когнитивное моделирование как инструмент отбора массовых открытых онлайн-курсов для самостоятельной работы студентов общеинженерных направлений подготовки по курсу физики


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-7

Полный текст:




Аннотация

Введение. Статья посвящена разработке адаптивного механизма управления самостоятельной работой студентов общеинженерных направлений при изучении курса физики путем использования массовых открытых онлайн-курсов на основе технологии когнитивного моделирования. Постановка задачи. Изучается проблема выбора факторов, определяющих целесообразность выбора массовых открытых онлайн-курсов для самостоятельного обучения физике, экспериментальным путем проведена оценка чувствительности образовательного результата к изменениям влияющих факторов. Методика и методология исследования. Сложная и слабоструктурированная задача оценки целесообразности применения массовых открытых онлайн-курсов в обучении студентов физике формализована путем построения когнитивных карт, позволяющих провести моделирование изменения академического результата при импульсном изменении факторов и при формировании сценариев. Методология исследования базируется на качественных положениях теории графов, методике PEST и SWOT-анализа. Результаты. Представлена когнитивная модель в виде функционального графа и проведен имитационный эксперимент для проверки адекватности сформированной когнитивной модели. Выводы. Полученные результаты должны стать впоследствии основой для формирования научной базы управления качеством образования в части отбора массовых открытых онлайн-курсов для самостоятельной работы студентов, повышения ее как внутренней, так и внешней эффективности.

Об авторе

О. А. Чикова
Уральский федеральный университет
Россия

Чикова Ольга Анатольевна – доктор физико-математических наук, профессор кафедры физики Института фундаментального образования

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19

 


Список литературы

1. Zawacki-Richter O., Bozkurt A., Alturki U., Aldraiweesh A. What research says about MOOCs – an explorative content analysis // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2018. Vol.19, no. 1. P. 242 – 259.

2. Zhu M., Bonk C. J., Sari A. R. Instructor experiences designing MOOCs in higher education: pedagogical, resource, and logistical considerations and challenges. Online Learning Journal. 2018. Vol. 22, no. 4. P. 203 – 241.

3. Захарова У. С., Танасенко К. И. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 176 – 202.

4. Рощина Я. М., Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 174 – 199.

5. Сорокова М. Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 1. C. 36 – 50.

6. Москалёв А. К., Серюкова И. В., Долгополова М. В. Использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении физике бакалавров общеинженерных направлений подготовки// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2019. № 1. С. 26 – 34.

7. Семенова Т. В., Вилкова К. А. Типы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 6. С. 114 – 126.

8. Вильмова С. И., Замулин И. С. Использование MOOC в рамках изучения общей физики // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/08/7062 (дата обращения: 16.04.2023).

9. Кавер К. К., Кавер А. К., Глотова А. В. Использование массовых открытых онлайн-курсов для организации самостоятельной работы при обучении физике // Ломоносов – 2022: материалы XXIХ Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Севастополь, 2022. С. 139 – 140.

10. Юханов Ю. В., Семенихин А. И., Семенихина Д. В. Методическое обеспечение онлайн-курсов обучения физике студентов университета// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 4. С. 44 – 53.

11. Тимченко С. Л., Семиколенов А. В., Чуев А. С., Задорожный Н. А. Онлайн-курс физики на платформе цифрового образования технического университета // Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения: cб. тр. Междунар. форума. 2020. С. 118 – 122.

12. Андреев А. А. Оценка качества онлайн курсов // Территория науки. 2015. № 1. С. 20 – 26.

13. Alemán de la Garza L. Y., Sancho-Vinuesa T., Gómez Zermeño M. G. Indicators of pedagogical quality for the design of a Massive Open Online Course for teacher training // RUSC. Universities and Knowledge Society Journal. 2015. Vol. 12. P. 104 – 118. DOI: http://dx.doi.org/10.7238/rusc.v12i1.2260.

14. Юань Л., Пауэлл С. МООК и открытое образование: значение для высшего образования // Open Education Network. 2013. URL: https://open-education.net/services/mook-i-otkrytoe-obrazovanie-znachenie-dlya-vysshego-obrazovaniya/ (дата обращения: 03.04.2023).

15. Siemens G. Connectivism. A learning theory for the digital age // International Journal of Instructional Technology and Distance learning. 2004. Vol. 2, no. 1. P. 3 – 10.

16. Poce A., Amenduni F., Re M. R., De Medio C. Establishing a MOOC quality assurance framework – a case study // Open Praxis. 2019. Vol. 11, no. 4. P. 451 – 460.

17. Карасик А. А., Ларионова В. А., Кузьмина А. В. Система оценки качества онлайн-курсов и виртуальная академическая мобильность // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2018. №1. С. 65–72.

18. Грицова О. А., Тиссен Е. В. Оценка качества онлайн-обучения в системе высшего образования в регионах // Экономика региона. 2021. Т. 17, вып. 3. С. 929 – 943.

19. Farrow R., Ferguson R. Weller M., Pitt R., Sanzgiri J., Habib M. Assessment and recognition of MOOCs: the state of the art // Journal of Innovation in Polytechnic Education. 2021. Vol. 3, № 1. P. 15 – 26.

20. Лучко О. Н., Маренко В. А. Изучение аспектов качества образования с применением методологии когнитивного моделирования // Образовательные технологии. 2015. № 1. С. 69 – 75.

21. Макарова Е. А., Закиева Е. Ш., Габдуллина Э. Р. Управление качеством образования на основе нечеткого когнитивного моделирования. Современные наукоемкие технологии. 2018. № 12 – 2. С. 303 – 307.

22. Теплоухов А. В., Чикова О. А., Сартаков И. В. Когнитивное моделирование системы управления качеством дистанционного обучения школьников в цифровой образовательной среде // Вестник педагогических инноваций. 2021. № 3. С. 64 – 76.

23. Тюменцева Е. Ю., Абрамченко Н. В., Шамис В. А., Мухаметдинова С. Х. Когнитивное моделирование уровня восприятия студентами вузов дистанционной формы обучения в условиях пандемии // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 2. С. 74 – 91.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Чикова О.А. Когнитивное моделирование как инструмент отбора массовых открытых онлайн-курсов для самостоятельной работы студентов общеинженерных направлений подготовки по курсу физики. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):255-266. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-7

For citation: Chikova O.A. Cognitive modeling as a tool for selecting massive open online courses for independent work of students of general engineering areas of training in physics. Professional education in the modern world. 2023;13(2):255-266. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-7

Просмотров: 170

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)