Приемы работы с профессиональной лексикой в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-6

Полный текст:




Аннотация

Введение. Обновление стандартов и активное внедрение дистанционных и компьютерных технологий обусловливают появление как новых приемов, так и новых взаимосвязей между элементами образовательного процесса. Постановка задачи. Цель исследования – определить соответствие требований, подходов и приемов работы с профессиональной лексикой в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе. Методика и методология исследования. Путем анализа научно-педагогической литературы и результатов наблюдения выявляются связи и зависимость успешности выполнения конкретных требований к образовательному процессу от используемых современных подходов и приемов изучения иностранного языка. Результаты. Особое значение имеют параллельное освоение терминологии на русском и иностранном языках, компьютерная компетентность преподавателей и контролируемые условия работы в электронной образовательной среде. В рамках исследования проведено анкетирование, которое подтвердило интерес студентов к работе с интернет-ресурсами и заданиями в электронной образовательной среде. Отмечены обучающая и контролирующая функции предлагаемых приемов, непосредственно связанных с процессом усвоения профессиональной лексики. Продемонстрирована прямая связь между конкретными подходами и приемами и выполнением требований стандартов. Научная новизна исследования заключается в описании организационно-методической системы работы с профессиональной лексикой в современном техническом вузе. Выводы. В результате выявлены и апробированы подходы и приемы, которые позволяют оптимизировать процесс организации и реализации работы по усвоению профессиональной лексики. Перспективными направлениями дальнейших исследований могут стать интеграция деятельности по формированию профессиональной коммуникативной компетентности обучающихся в программы общеобразовательных и специальных дисциплин и обновления в системе языковой подготовки в связи с выходом России из Болонской системы.

Об авторах

Т. А. Рахимова
Томский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Рахимова Татьяна Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков

634006, Российская Федерация, г. Томск, пл. Соляная, 2

 



И. П. Касека
Томский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Касека Ирина Петровна – старший преподаватель кафедры иностранных языков

634006, Российская Федерация, г. Томск, пл. Соляная, 2



Список литературы

1. Rashid S. M., McGuinness D. L. Creating and using an education standards ontology to improve education // Proceedings of the Workshop on semantic web for social good (SW4SG 2018), Monterey, California, USA, October 9, 2018. URL: https://ceur-ws.org/Vol-2182/paper_7.pdf (accessed 18.04.2023).

2. Brøgger K. How education standards gain hegemonic power and become international: the case of higher education and the Bologna process // European Educational Research Journal. 2019. Vol. 18, no. 2. P. 158 – 180. DOI: https://doi.org/10.1177/1474904118790303.

3. Коннова З. И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003. 338 с.

4. Ермолаева М. В. Стратегии работы с лексикой иноязычного профессионально ориентированного дискурса // Педагогическое образование в России. 2019. № 1. С. 44 – 49.

5. Замятина Н. А., Збарская А. В., Цунаева Ю. О. Особенности обучения иноязычному общению студентов неязыковых вузов на основе коммуникативного подхода // Человек, экономика, общество: грани взаимодействия: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 28 дек. 2019 г. Белгород, 2019. С. 161–165. URL: https://apni.ru/article/172-osobennosti-obucheniya-inoyazichnomu-obshcheni (дата обращения: 18.04.2023).

6. Ильин А. Е. Профессиональная направленность в обучении иностранному языку в вузе как одно из направлений воспитательного взаимодействия // Человек, экономика, общество: грани взаимодействия: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 28 дек. 2019 г. Белгород, 2019. С. 165 – 168. URL: https://apni.ru/article/195-professionalnaya-napravlennost-v-obuchenii (дата обращения: 18.04.2023).

7. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. Москва: НИИ шк. технологий, 2006. 816 с.

8. Пассов Е. И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. Санкт-Петербург: Златоуст, 2009. 190 с.

9. Внукова Н. В. Некоторые аспекты обучения профессиональной лексике на занятиях по иностранному языку в техническом ВУЗе // Достижения науки и образования. 2018. № 12. С. 25 – 26.

10. Азимбаева Ж. А. Особенности организации образовательного процесса в техническом вузе // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 4. С. 97 – 100.

11. Seidel S. Kommunikationsfördernde Methoden im Fremdsprachenunterricht: «Vier-Ecken-Gespräch» mit internationalen Studierenden // Многоязычие в образовательном пространстве. 2011. № 3. С. 137 – 141.

12. Прохоров В. Т., Осина Т. М., Мишин Ю. Д., Карабанов П. С. Некоторые аспекты в формировании качественного образовательного процесса в вузе / // Современные проблемы науки и образования. 2010. №2. С. 101–110.

13. Rincke K. Alltagssprache, Fachsprache und ihre besonderen Bedeutungen für das Lernen // Zeitschrift für Didaktik der Naturwissenschaften. 2010. Vol. 16. S. 235 – 260.

14. Пичугова И. Л. Составление глоссария как одна из стратегий усвоения иноязычной профессиональной лексики // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы ХI Всерос. науч.-практ. Internet-конф. (с междунар. участием), Тамбов, 26 окт. 2020 г. Тамбов, 2020. С. 171 – 174.

15. Соколова В. А., Титова В. А. Изучение профессиональной лексики на занятиях по иностранному языку в условиях неязыкового вуза // Вопросы педагогики. 2019. № 10 – 2. С. 202 – 205.

16. Обдалова О. А., Гураль С. К. Концептуальные основы разработки образовательной среды для обучения межкультурной коммуникации // Язык и культура. 2012. № 4. С. 83 – 96.

17. Кисель О. В., Дубских А. И., Бутова А. В., Зеркина Н. Н. Проблемы, связанные с обучением лексике студентов неязыковых специальностей МГТУ им. Г. И. Носова // Педагогические науки. Современные наукоемкие технологии. 2019. № 7. С. 185 – 189.

18. Basilotta-Gomez-Pablos V., Matarranz M., Casado-Aranda L.-A., Otto A. Teachers» digital competencies in higher education: a systematic literature review // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2022. Vol. 19, art. 8. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-021-00312-8.

19. Гузова А. В., Савицкая Н. В. Технология формирования лексической компетенции на основе аутентичных текстов по специальности // Педагогика и просвещение. 2020. №1. С. 15–26. DOI: 10.7256/2454-0676.2020.1.31862.

20. Банарцева А. В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 1. С. 22 – 29.

21. Байденко В. И. Болонские преобразования: проблемы и противоречия // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 26 – 40.

22. Баранова Е. В. Современная информационно-образовательная среда вуза как механизм реализации требований стандартов нового поколения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 177. С. 70 – 73.

23. Бахвалов С. В., Берестнева О. Г., Марухина О. В. Применение онтологического моделирования в задачах организации учебного процесса вуза // Онтология проектирования. 2015. № 4. С. 387 – 398.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рахимова Т.А., Касека И.П. Приемы работы с профессиональной лексикой в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):246-254. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-6

For citation: Rakhimova T.A., Kaseka I.P. Methods of working with professional vocabulary in accordance with modern requirements to the educational process. Professional education in the modern world. 2023;13(2):246-254. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-6

Просмотров: 195

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)