Специфика воспроизводства знаний в цифровой экономике: социальный аспект


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-2

Полный текст:




Аннотация

Введение. Формирование цифровой экономики, начавшееся во второй половине XX в., поставило перед человечеством большое количество различных проблем. Многие из них связываются со спецификой цифровизации общественного производства, которая становится наряду с человеческим капиталом основным ресурсом развития. Вместе с тем локальная цифровая трансформация отношений в сфере экономики влечет за собой изменения во всем их объеме. В первую очередь подобные изменения касаются процесса воспроизводства знания, а точнее, технологии его «перевода» из «простого» в «расширенное» состояние. Постановка задачи. Логика статьи выстроена в дискурсе теоретизации процесса кооперации машины (ИИ) и человека. Кооперация (технология, инструмент) ведет к изменениям в самом характере труда и, соответственно, трансформации образования как его сервисной подсистемы. Целью статьи является рассмотрение процесса воспроизводства знания в образовательной архитектуре цифровой экономики. Методика и методология исследования. Аналитика подобного рода метапроцессов предполагает проведение междисциплинарного анализа, а структурный подход позволит интерпретировать основные этапы воспроизводства знания в историческом дискурсе. Учитывая значительное количество исследований экономического и социально-философского плана, в статье с необходимостью использовались последние разработки отечественных и зарубежных ученых. Результаты. Авторами предложено рабочее определение цифровой экономики. Она рассмотрена как современный, исторически обусловленный уклад экономического развития общества, в основе которого лежит интенсивное расширенное воспроизводство знания в форме кооперации машины (ИИ) и человека. Целью и смыслом такого типа воспроизводства является применение субъектности индивида в сторону повышения его креативного начала. Под креативностью понимается способность генерации знания, основанного не только на материальных (рациональных), но и на иррациональных (идеальных) ценностях и смыслах. Соответственно этим тезисам должна быть проведена трансформация всех сервисных архитектур общественного развития и, в первую очередь, образования. Выводы. Развитие нематериальных активов должно стать определяющей задачей в формировании человеческого капитала в условиях цифровой экономики. В свою очередь целостное развитие интеллекта индивида во всех его модификациях (в первую очередь когнитивного, эмоционального и цифрового), непротиворечащих друг другу, является генеральной задачей системы образования.

Об авторах

М. С. Петухова
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Петухова Марина Сергеевна – доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник

630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160, оф. 203



С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Черных Сергей Иванович – доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой истории и философии

630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 155, оф. 531



Список литературы

1. Новая индустриализация России: стратегические приоритеты страны и возможности Урала: [коллективная моногр.] / под ред. С. Д. Бодрунова [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2018. 317 с.

2. Орд Т. На краю пропасти. Экзистенциальный риск и будущее человечества: пер. с англ. Москва: Corpus, 2023. 528 с.

3. Tapscott D. The digital economy: promise and peril in the age of networked intelligence. McGraw-Hill, 1996. 342 p.

4. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13, № 2. С. 143 – 172.

5. Кешелава А. В., Буданов В. Г., Румянцев В. Ю. [и др.]. Введение в «Цифровую» экономику. Москва: ВНИИГеосистем, 2017. 28 с.

6. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. НИУ ВШЭ / науч. ред. Л. М. Гохберг. Москва: Изд. дом Высшей шк. экономики, 2019. 82 с.

7. Пилипенко Е. В., Баталов Ю. В. Основные понятия теории «Экономика знаний» // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2014. № 3. С. 86 – 95.

8. Акофф Р. От данных к мудрости // Проблемы управления в социальных системах. 2011. Т. 2, № 4. С. 82 – 92.

9. Петухова М. С., Мамонов О. В. Теоретические основы формирование новой технологической парадигмы в отрасли растениеводства // АПК: экономика, управление. 2020. № 7. С. 61 – 68.

10. Алтухов И. А., Черемухин А. Д. Понятие воспроизводства и основные его объекты // Вестник НГИЭИ. 2016. № 10. С. 169 – 177.

11. Шачин С. В. Генезис общества знаний и цифровой экономики: противоречия и роль образования в их разрешении // История и современность. 2019. № 1. С. 83 – 101.

12. Урсул А. Д. Информация и глобальные процессы: междисциплинарные исследования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 3. С. 26 – 33.

13. Румянцева С. Ю. Лейтмотивы неоиндустриализации // Проблемы современной экономики. 2014. № 4. С. 49 – 53.

14. Губанов С. С. Новая индустриализация // Сверхновая реальность. 2013. № 6. URL: http://www.sverxnova.ru/onas/chitat-6/novaja-industrializacija/ (дата обращения: 21.05.2023).

15. Keynes J. M. Economic possibilities for our grandchildren // Essays in Persuasion. New York, 1963. P. 358 – 373.

16. Митяков С. Н., Митякова О. И., Мурашова Н. А. Цифровая экономика: новые вызовы для системы образования // Инновации. 2019. № 10. С. 50 – 57.

17. Кадры в эпоху цифровой экономики // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20191230/1562653998.html (дата обращения: 21.01.2023).

18. Массовая уникальность. Глобальный вызов в борьбе за таланты. Москва: BСG, 2019. 56 с.

19. Черных С. И. Тезис-антитезис-синтез? (К вопросу о новом витке развития российского образования) // Современное российское образование: вызовы и ответы: [коллективная моногр.]. Новосибирск, 2022. С. 117 – 141.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Петухова М.С., Черных С.И. Специфика воспроизводства знаний в цифровой экономике: социальный аспект. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):208-219. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-2

For citation: Petukhova M.S., Chernykh S.I. Specifics of knowledge reproduction in the digital economy: Social aspect. Professional education in the modern world. 2023;13(2):208-219. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-2

Просмотров: 217

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)