Проявления эго-состояний в учебной деятельности студента и их взаимосвязь с академической мотивацией
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-21
Аннотация
Введение. В психолого-педагогических исследованиях, посвященных изучению субъекта учебной активности, в недостаточной степени реализуется общепсихологический принцип множественности субъекта. Чтобы реализовать этот общий принцип, необходима разработка более частных теоретических конструктов, которые позволили бы конкретизировать этот принцип к эмпирическим исследованиям. В качестве такого конструкта может выступить понятие об эго-состояниях как форме проявления субъекта в учебной деятельности.
Постановка задачи. Определить специфику проявлений эго-состояний в учебной деятельности студентов и установить взаимосвязь этих проявлений с академической мотивацией.
Методика и методология исследования. Выборку составили студенты различных направлений подготовки (N = 213). Для изучения эго-состояний в учебной деятельности использовался авторский опросник «Эго-состояния в учебной деятельности». Академическая мотивация оценивалась при помощи опросника «Шкалы академической мотивации» (Т. О. Гордеева, О. А. Сычёв, Е. Н. Осин).
Результаты. Факторный анализ опросника позволил выявить четыре основных эго-состояния, которые проявляются в учебной деятельности: Адаптивный и Естественный Ребенок, Родитель, Взрослый. Все четыре эго-состояния положительно коррелируют с продуктивными формами академической мотивации и отрицательно – с непродуктивными. С интроецированной мотивацией коррелирует только выраженность эго-состояния Адаптивного Ребенка.
Выводы. Эго-состояние может быть рассмотрено как конкретная форма проявления субъекта учебной деятельности и характеризует способ осмысления студентом своего опыта продуктивной учебной активности.
Об авторах
Е. Ю. СавинРоссия
Савин Евгений Юрьевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования
248023, г. Калуга, ул. Разина, 26
М. Э. Самсонова
Россия
Самсонова Маргарита Эдуардовна – студент Института психологии
248023, г. Калуга, ул. Разина, 26
Список литературы
1. Осин Е. Н. Категория отчуждения в психологии образования: история и перспективы // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 11, № 4. С. 79 – 88.
2. Малошонок Н. Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 37 – 44.
3. Косырев В. Н. Отчуждение учебного труда студента // Экономика образования. 2011. № 3. С. 171 – 176.
4. Петухов В. В. Природа и культура. Москва: Тривола, 1996. 134 с.
5. Петровский В. А. Начала мультисубъектной персонологии // Развитие личности. 2010. № 1. С. 55 – 72.
6. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. Москва: Народное образование. 2019. 448 с.
7. Савин Е. Ю. Соотношение субъектного опыта студента с внешней и внутренней мотивацией академической активности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/70PSMN219.pdf (дата обращения: 12.09.2022).
8. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. Санкт-Петербург: Соц.‑психол. центр, 1996. С. 18 – 66.
9. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия: пер. с англ. Москва: Акад. Проект, 2006. 320 с.
10. Oller-Vallejo J. Three basic ego states: the primary model // Transactional Analysis Journal. 2003. Vol. 33, № 2. P. 162 – 167. DOI: 10.1177/036215370303300207.
11. Tudor K. The state of the ego: then and now // Transactional Analysis Journal. 2010. № 3/4. P. 261 – 277. DOI: 10.1177/036215371004000311.
12. Vos J., Rijn B. van. A Systematic review of psychometric transactional analysis instruments // Transactional Analysis Journal. 2021. Vol. 51, № 2. P. 127 – 159. DOI: 10.1080/03621537.2021.1904360.
13. Williams K. B., Williams J. E. The assessment of transactional analysis ego states via the adjective checklist // Journal of Personality Assessment. 1980. Vol. 44, № 2. P. 120 – 129.
14. Ивашов А. Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 162 – 166.
15. Акопян К. Г., Петровский В. А. Нетранзитивность выбора в Темной триаде // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 16 – 28.
16. Малышев К. Б. Возможности многомерного типологического подхода для измерения эго-состояний личности // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2, № 4. С. 233 – 240.
17. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American psychologist. 2000. Vol. 55, № 1. P. 68 – 78.
18. Гордеева Т. О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 38 – 53.
19. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35 – 45.
20. Гордеева Т. О., Гижицкий В. В., Сычев О. А., Гавриченкова Т. К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 57 – 68.
21. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. С. 96 – 107.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Савин Е.Ю., Самсонова М.Э. Проявления эго-состояний в учебной деятельности студента и их взаимосвязь с академической мотивацией. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):181-190. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-21
For citation: Savin E.Y., Samsonova M.E. Manifestations of ego states in the student's educational activity and their interrelation with academic motivation. Professional education in the modern world. 2023;13(1):181-190. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-21
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.