К вопросу о внутренних и внешних факторах мотивационного подхода в обучении взрослых


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-20

Полный текст:




Аннотация

Введение. События сегодняшних дней заставляют человечество задуматься над тем, какое наследие оно оставит потомкам. Глобальные перемены в социальной, экономической и политической жизни общества изменяют условия сосуществования внутри социума и за его пределами. Применение инновационных технологий в области управленческих и производственных практик стимулирует образовательные организации на создание программ обучения, предназначенных для определенного возрастного уровня.
Постановка задачи. Исходя из вышесказанного заметим, что общеизвестный факт необходимости получения и усовершенствования знаний и умений приобретает наиболее значимую окраску. Образовательный процесс является гибким инструментом, который позволяет пересматривать личные приоритеты на протяжении всей жизни. Личность как социальное существо во многом зависит от общественного окружения, которое, в свою очередь, создает конкурентные отношения. Конкурентность отношений является мотивационной основой в желании взрослого обучаться.
Методика и методология исследования. Анализ статистических данных и психолого-педагогических научных работ позволяет сделать вывод о том, что концепция образования на протяжении всей жизни проходит новый этап в своем развитии.
Результаты. Доступность материалов, внедрение цифровых технологий в обучение, инновационные методики, применяемые в образовательном процессе, побуждают высокоразвитую личность к стремлению получить или усовершенствовать уже имеющиеся навыки. Вовлеченность в обучение как фактор готовности к усвоению информационного потока, применение полученных знаний и получение желаемого результата являются целями участника академического процесса. Владение информационными компетенциями, исследование современных технологий, их интеграция в человеческое бытие создают совершенно новую картину мира, картину, в основе которой стоит высокоразвитая личность, обладающая способностью расширять горизонты познания вне зависимости от возраста.
Выводы. Наличием высокой мотивационной составляющей и развитой личностной позицией человек способен изменить окружающую реальность исходя из собственных предпочтений и желаний. Педагогику взрослых нельзя назвать инновационной концепцией педагогических практик, но именно первые десятилетия XXI в. предлагают концептуально новые разработки в области образования взрослых.


Об авторе

А. Н. Александрова
Российский новый университет
Россия

Александрова Алевтина Николаевна – старший преподаватель кафедры иностранных языков

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22



Список литературы

1. News // World Health Organization: сайт. URL: https://www.who.int/news (дата обращения: 22.06.2022).

2. Аналитические обзоры // ВЦИОМ новости: сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews (дата обращения: 22.06.2022).

3. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» // Гарант: сайт. URL: https://base.garant.ru/136694/ (дата обращения: 22.06.2022).

4. Маron А., Rezinkina L., Aleksandrova M. Andragogic technologies of supporting lifelong education of adults // Education in a changing world: global challenges and national priorities: proc. of the Intern. sci.-pract. conf. 2021. P. 745 – 751. DOI:10.15405/epsbs.2021.07.02.89.

5. Филимонова И. В. Актуальные технологии в обучении взрослых, обеспечивающие своевременную подготовку работников для рынка труда // Человеческий капитал. 2022. Т. 2, № 5. С. 216 – 219.

6. Имашева З. З. Непрерывное профессиональное образование взрослых // Управление экономикой: методы, модели, технологии: материалы XХI Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию Уфимского гос. авиац. техн. ун-та, Уфа, 27 – 29 окт. 2021 г. Уфа, 2021. С. 101 – 104.

7. Глобальные отчеты ЮНЕСКО по образованию // UNESCO: сайт. URL: https://ru.unesco.org/futuresofeducation/iniciativa (дата обращения: 22.06.2022).

8. Аналитика // РАЭК: сайт. URL: https://raec.ru/activity/analytics/ (дата обращения: 22.06.2022).

9. Романова Т. А. Личность как предмет научно-философского исследования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 – 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17942 (дата обращения: 23.06.2022).

10. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. Москва: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 244 – 268.

11. Старикова Д. В. Психологические факторы успешности вторичного профессионального самоопределения: на примере экономистов: дис…. канд. психол. наук: 19.00.03. Тверь, 2013. 218 с.

12. Крутых Е. В., Мамиек С. А. Всестороннее развитие личности в вузе // Новая наука: от идеи к результату. 2017. Т. 2, № 3. С. 112 – 114.

13. Пряжникова Е. Ю. Личностные особенности педагогов, влияющие на развитие социального интеллекта студентов ссузов // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2013. № 5. С. 21 – 29.

14. Тихомирова Г. И. Влияние «мотивации избегания неудачи»и «мотивации ожидания успехов»на продуктивность вербальной памяти: дис…. канд. психол. наук: 19.00.01. Новосибирск, 2004. 217 с.

15. Козлова Н. А., Гибадуллина О. Н. Мотивация педагогов к инновационной деятельности // Инновационные технологии обучения, воспитания и социально-психологических процессов: сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф., Нижний Новгород, 30 июня 2016 г. Нижний Новгород, 2016. С. 49 – 57.

16. Жемерикина Ю. И., Шнайдер В. Ф. Мотивационная и эмоциональная готовность, как составляющие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Матрица научного познания. 2021. № 11 – 1. С. 286 – 293.

17. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов. Москва: Смысл, 2000. 509 с.

18. Astin A. Student involvement: a development theory for higher education // Journal of College Student Development. 1999. Vol. 40, no. 5. P. 518 – 529.

19. Расулов Ж. С. Эффекты обучения на основе нейропедагогики // International scientific review of the problems of philosophy, psychology and pedagogy: collection of sci. art. V Intern. correspondence sci. specialized conf., Boston, USA, Sept. 10 – 11, 2018. Boston, 2018. С. 30 – 33.

20. Мальсагов А. А. Нейродидактические основания обучения взрослых: дис…. канд. пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2018. 202 с.

21. Bol T., Vaan M. de, Rijt A. van de. Gender-equal funding rates conceal unequal evaluations // Research Policy. 2022. Vol. 51, iss. 1. Art. 104399. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2021.104399.

22. Феоктистова С. В., Старикова Д. В. Проблемы профессионального самоопределения личности в условиях становления нового российского общества // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2011. № 1. С. 85 – 89.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Александрова А.Н. К вопросу о внутренних и внешних факторах мотивационного подхода в обучении взрослых. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):172-180. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-20

For citation: Alexandrova A.N. On the issue of internal and external factors of motivational approach in adult education. Professional education in the modern world. 2023;13(1):172-180. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-20

Просмотров: 189

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)