Проблемы реализации внутреннего потенциала студентов с ограниченными возможностями в университетской среде


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-17

Полный текст:




Аннотация

Введение. Имеющаяся практика внедрения инклюзивного образования в учебных заведениях показывает определенные проблемы, несмотря на регламентирующие документы и алгоритмы, позиционирующие повсеместное развитие этого направления в России. Процесс адаптации обучающихся с особыми нуждами в университетской среде является сложным и требует постоянного мониторинга для его совершенствования, что актуализирует данное исследование.
Постановка задач. Для изучения и анализа социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями к успешному обучения в университете авторами разработана анкета и проведен опрос участников проекта с использованием Google Forms. Полученные результаты по группам статистически проанализированы.
Методика и материалы исследования. В исследовании приняли участие 53 студента 2 – 4 курса очной формы обучения ЗабГУ. Экспериментальную группу составили 28 студентов с особыми потребностями, контрольную группу – 25 человек без ограниченных возможностей. Средний возраст участников проекта – 22,88 ± 2,03 года. Анкетирование проведено доступными для респондентов методами по одобренному этическим комитетом университета плану.
Результаты. Несмотря на имеющиеся различия в исследуемых группах значительное число респондентов отметили удовлетворенность созданными условиями инклюзивного образования в ЗабГУ.
Выводы. Выявленные трудности адаптации и барьеры могут рассматриваться как аспекты совершенствования инклюзивной среды вуза.


Об авторах

С. Т. Кохан
Забайкальский государственный университет
Россия

Кохан Сергей Тихонович – кандидат медицинских наук, доцент, директор Регионального центра инклюзивного образования

672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30



С. В. Власова
Белорусский государственный медицинский университет
Россия

Власова Светлана Викторовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения лечебного факультета

220030, г. Минск, ул. Ленинградская, 6, 4‑й учебный корпус



Список литературы

1. Андропова А. В., Федосеева Е. С., Хвастунова Е. П. Исследование процесса адаптации студентов-первокурсников с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 1. С. 80 – 85.

2. Тащёва А. И., Гриднева С. В., Арпентьева М. Р., Киценко Н. В. Особенности вузовской адаптивности у студентов с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционно-педагогическое образование. 2021. № 2. С. 17 – 36.

3. Зорина Е. Е. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. Р. 165 – 184. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-5-165-184.

4. Bualar T. Barriers to inclusive higher education in Thailand: voices of blind students // Asia Pacific Education Review. 2018. Vol. 19, № 4. P. 469 – 477. DOI: 10.1007/s12564-017-9512-7.

5. Selau B., Damiani M. F., Costas F. A. T. Blind students in higher education: what to do with possible obstacles? // Acta Scientiarium: Education. 2017. Vol. 39, № 4. P. 431 – 440. DOI: 10.4025/actascieduc.v39i4.28915.

6. Линкер Г. Р., Юсупова Ю. М. Формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов в области инклюзивного образования // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 79 – 89.

7. Назарова О. Л., Лобанова Е. Е. Анализ готовности преподавателей вуза к реализации инклюзивного образования // Актуальные технологии преподавания в высшей школе: материалы науч.‑метод. конф. (Кострома, 17 мая – 21 июня 2021 года). Кострома, 2021. С. 93 – 96.

8. McCarthy P., Shevlin M. Opportunities and challenges in secondary education for blind/vision-impaired people in the Republic of Ireland // Disability & Society. 2017. Vol. 32, № 7. P. 1007 – 1026. DOI: 10.1080/09687599.2017.1337564.

9. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С. 51 – 73.

10. Suarez-Montes N., Diaz-Subieta, L. B. Academic stress, desertion, and retention strategies for students in higher education // Revista de Salud Pública. 2015. Vol. 17, № 2. P. 300 – 313. DOI: 10.15446/rsap.v17n2.52891.

11. Тригорлый С. Н. Психофизиологическая адаптация студентов высших учебных заведений: дис. … канд. экон. наук. Владивосток, 2005. 145 с.

12. Щетинина Е. Б. Жизнестойкость студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной социально-психологической адаптации к среде высшего образовательного учреждения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, № 4. С. 306 – 309.

13. Виноградова Н. И., Ходюкова Т. А., Кохан С. Т. Психологические факторы становления жизнестойкости студентов-инвалидов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14, № 2. С. 62 – 68. DOI: 10.21209/2658 – 7114 – 2019 – 14-2-62 – 68.

14. Гурова Е. В., Лаас Н. И., Притолюк А. В., Романова И. А. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному образованию в вузе как условие их успешного функционирования на рынке труда. Вестник университета. 2019. № 2. С. 130 – 136. DOI: 10.26425/1816 – 4277 – 2019 – 2 – 130 – 136.

15. Кохан С. Т., Виноградова Н. И., Грабовская Я. И., Сарудейкина Ю. В. Реалии психосоциальной адаптации поздно ослепших студентов в вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2021. № 1. С. 63 – 67.

16. Cabanach R. G., Souto A., González Doniz L., Taboada V. F. Profiles of coping and academic stress among university students // Revista de Investigacion Educativa. 2018. Vol. 36, no. 2. P. 421 – 433. DOI:10.6018/rie.36.2.290901.

17. Денисова О. А., Леханова О. Л. Опыт регионального университета в проектировании инклюзивной политики программы развития вуза // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Ялта, 2022. С. 66 – 71.

18. Мюллер Н. В. Влияние внедрения инклюзивного образования на организацию процесса обучения в организации высшего образования // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сб. ст. по итогам XVI Междунар. науч.‑практ. конф. Санкт-Петербург, 2021. С. 906 – 911.

19. Абдурасулов Д. А., Беленкова Л. Ю. Личностно-профессиональное развитие студентов в условиях инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72 – 1. С. 339 – 343.

20. Дунаева Н. И., Гордеева П. А. Сопротивляемость студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья деструктивной агрессии в ходе социально-психологического сопровождения // Прикладная юридическая психология. 2022. № 3. С. 98 – 105. DOI: 10.33463/2072 – 8336.2022.3 (60).098 – 105.

21. Floretta V. Inclusive education practices: an overview // Academia Letters. 2021. Art. 1723. DOI: https://doi.org/10.20935/AL1723.

22. Богинская Ю. В. Развитие социальной активности студентов с ограниченными возможностями // Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 62 – 69.

23. Большаков Н. В., Бабкина А. С. «Нормально мы будем работать»: адаптация незрячих студентов в вузах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 5. С. 540 – 558. DOI: 10.14515/monitoring.2020.5.1586.

24. Иванов С. А. Региональному центру инклюзивного образования ЗабГУ – 5 лет // Ректор ВУЗа. 2021. № 6. С. 12 – 15.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кохан С.Т., Власова С.В. Проблемы реализации внутреннего потенциала студентов с ограниченными возможностями в университетской среде. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):144-151. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-17

For citation: Kokhan S.T., Vlasova S.V. Problems of realization of the internal potential of students with disabilities in the university environment. Professional education in the modern world. 2023;13(1):144-151. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-17

Просмотров: 214

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)