Профессиональная идентичность и жизнестойкость будущих психологов до и после пандемии COVID-19


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-15

Полный текст:




Аннотация

Введение. Воздействие пандемии носит пролонгированный характер, изменяя установки людей относительно смысла отношений, жизни и профессиональной деятельности. Будущие психологи в период пандемии оказались в трудной ситуации: предполагалось, что они смогут проявить жизнестойкость и поддерживать своих близких, обрести новый смысл в приобретаемой профессии. Но в реальности студенты сами нуждались в психологической поддержке, у многих появилось разочарование в профессии.
Постановка задачи. Цель настоящего исследования ‒ оценить параметры жизнестойкости и профессиональной идентичности до и после пандемии COVID-19. Представлены материалы двух эмпирических исследований студентов психологического факультета, обучающихся на разных курсах. Эмпирической базой стал Тихоокеанский государственный университет. Работа проводилась в период от начала пандемии COVID-19 и сразу после ее окончания. Первое исследование проведено в 2019 г. (N = 78), возраст респондентов ‒ от 17 до 25 лет (M = 19,8; SD = 0,65). Второе исследование проведено в 2022 г. (N = 78), возраст респондентов ‒ от 17 до 25 лет (M = 20,3; SD = 0,45).
Методика и методология исследования. Применены методики: тест жизнестойкости (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой), методика профессиональной готовности (А. П. Чернявская); опросник профессиональной идентичности студентов ‒ будущих психологов (У. С. Родыгина).
Результаты. Анализ корреляционных связей в двух разных группах позволил выделить некоторую специфику жизнестойкости во взаимосвязи с профессиональной идентичностью до и после пандемии. Так, до пандемии автономность выбора и принятие риска были положительно связаны, пассивная позиция в приобретении в профессии ‒ отрицательно связана с остальными параметрами жизнестойкости. После пандемии обнаружен двойной характер связей, который четко разграничил студентов, остающихся в профессии, и тех, кто пассивно продолжает учиться, а показатель вовлеченности в жизнь положительно связан с активной стратегией и положительными эмоциями по отношению к будущей профессии. Основные различия у студентов, подтвержденные статистически, до и после пандемии оказались по параметрам отрицательных и положительных эмоций, связанных с удовлетворением или неудовлетворением потребностей в профессии, активной и пассивной позицией, принятием риска.
Выводы. Эти различия и характер корреляционных связей указывают на переосмысление их позиций в приобретаемой профессии и изменение в возможности принятия риска в трудной ситуации. Результаты исследования могут быть использованы в обучении будущих психологов, включая тренинги личностного роста и группы самопомощи.


Об авторах

А. А. Бехтер
Тихоокеанский государственный университет
Россия

Бехтер Анна Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

680035, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 136



А. В. Гагарин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Гагарин Александр Валерьевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук

119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 82



А. А. Гречко
Тихоокеанский государственный университет
Россия

Гречко Анастасия Андреевна – аспирант, преподаватель кафедры психологии

680035, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 136



Список литературы

1. Козырева П. М., Смирнов А. И. Особенности и тенденции профессиональной самоидентификации в постсоветской России // Социологический журнал. 2021. № 1. С. 28 – 51.

2. Рассказова Е. И., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28, № 2. С. 90 – 108. DOI: 10.17759/cpp.2020280205.

3. Сиврикова Н. В., Иванов Ф. А., Харланова Е. М. Взаимосвязь проактивности и удовлетворенности дистанционным обучением во время пандемии COVID-19 // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 5. С. 1 – 16.

4. Ениколопов С. Н., Бойко О. М., Медведева Т. И., Воронцова О. Ю., Казьмина О. Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 2. С. 108 – 126. DOI: 10.17759/psyedu.20201202.

5. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. Mосква: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.

6. Михайлова О. Б. Развитие профессиональной идентичности личности как стратегия преодоления психологических барьеров в инновационной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 1. C. 61 – 67.

7. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. Москва: МОСУ, 2001. 272 с.

8. Кудинов С. И., Владимирова Ю. В. Роль профессиональной идентичности в самореализации психологов-педагогов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 3. C. 30 – 38.

9. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Москва: Акад. проспект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003. 336 с.

10. Иванова Л. Н. Исследование профессиональной идентичности у студентов педвуза // Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти академика РАО, д-ра пед. наук, проф. С. Н. Чистяковой. Саранск, 2020. С. 133 – 139.

11. Бехтер А. А., Гречко А. А., Чебарыкова С. В. Профессиональная идентичность будущих специальных психологов: эмпирическое исследование // Акмеология. 2016. № 4. С. 89 – 95.

12. Чеснокова О. Б., Чурбанова С. М., Молчанов С. В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 4. С. 109 – 118.

13. Эмильбекова А. Э., Кошелева Ю. П. Сравнительный анализ содержания структурных компонентов профессиональной идентичности студентов, обучающихся на младших и старших курсах гуманитарных вузов Киргизии // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2018. № 4. С. 85 – 93.

14. Забоева М. А., Каратаева Н. А. Влияние жизнестойкости личности на профессиональную идентичность будущих педагогов дошкольного образования // Педагогическое образование в России. 2018. № 11. С. 103 – 107.

15. Кулинченко А. В. Детерминанты ресурса субъектно-профессиональной идентичности будущих психологов, обучающихся в ведомственной образовательной организации // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 4. С. 115 – 121.

16. Шутова О. И. Динамика взаимосвязи сформированности профессиональной идентичности и субъективного отношения к осваиваемым компетенциям представителей помогающих профессий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 2. С. 235 – 240.

17. Макоева А. Ю., Накохова Р. Р. Психологические особенности формирования профессиональной идентичности у медицинских работников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 2. С. 25 – 35.

18. Reisetter M., Korcuska. J. S., Yexley M., Bonds. D., Nikels H., McHeniy W. Counselor educators and qualitative research: affirming a research identity // Counselor Education and Supervision. 2004. No. 44. P. 2 – 16.

19. Amorim C., Silva E. R. Professional identity in physical education: a review of literature // Retos: Nuevas Tendencias en Educación Física, Deporte y Recreación. 2022. No. 46. P. 774 – 788.

20. Tomlinson M., Jackson D. Professional identity formation in contemporary higher education students // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46, iss. 4. P. 885 – 900. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1659763.

21. Auxier C., Hughes F. R., Kline W. B. Identity development in counselors-in-training // Counselor Education and Supervision. 2003. Vol. 43, no. 1. P. 25 – 38.

22. Woo H., Henfield M. S., Choi N. Developing a unified professional identity in counseling: a review of the literature // Journal of Counselor Leadership and Advocacy. 2014. Vol. 1, iss. 1. P. 1 – 15. DOI: 10.1080/2326716X.2014.895452.

23. Mak S., Hunt M. R., Boruff J., Zaccagnini M., Thomas A. Exploring professional identity in rehabilitation professions: a scoping review // Advances in Health Sciences Education. 2022. Vol. 27, no. 3. P. 793 – 815. DOI: 10.1007/s10459-022 -10103-z.

24. Foo R. B., Green Н. J. Investigating professional identity formation of postgraduate clinical psychology students // Australian Psychologist. 2022. DOI: 10.1080/00050067.2022.2095891.

25. Гречко А. А. Типологические особенности профессиональной идентичности будущих психологов // Психология и психотехника. 2020. № 2. С. 16 – 26.

26. Звонковская Т. Ю. Формирование профессиональной идентичности студентов вуза как психолого-педагогическая проблема // Вестник Московского университета. Серия 20, Педагогическое образование. 2016. № 2. C. 67 – 76.

27. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006. 63 c.

28. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 96 с.

29. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12, № 4. С. 39 – 51.

30. Александрова Ю. Ю., Камнева Е. В., Полевая М. В., Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Парадоксы профессиональной идентичности у психологов // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 3. С. 225 – 245.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бехтер А.А., Гагарин А.В., Гречко А.А. Профессиональная идентичность и жизнестойкость будущих психологов до и после пандемии COVID-19. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):124-133. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-15

For citation: Bekhter A.A., Gagarin A.V., Grechko A.A. Professional identity and hardiness of future psychologists before and after the COVID-19 pandemic. Professional education in the modern world. 2023;13(1):124-133. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-15

Просмотров: 230

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)