Компетентностный подход к теме «Площадь» в геометрическом моделировании оригами


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-12

Полный текст:




Аннотация

Введение. Статья посвящена утверждению необходимости разработки и включения в образовательный процесс растущих личностей компетентностно-ориентированных заданий, предоставляемых технологией геометрического моделирования оригами. В современном математическом образовании ведутся активные поиски повышения качества образования с использованием компетентностного подхода.
Постановка проблемы. В научной литературе не обнаружилось исследований, рассматривающих эффективные средства, компетентностный подход к изучению темы «Площадь», что актуализировало необходимость разработки и включения в образовательный процесс компетентностно-ориентированных заданий, конструируемых в рамках технологии, сопряженной с распознаванием, изменением и оцениванием соотношений площадей геометрических фигур.
Методика и методология исследования. В теоретических исследованиях рассмотрены компетентностный, средовой и синергетический, когнитивно-визуальный подходы. Методика проведения экспериментальной работы с применением визуально-графических средств, направленных на раскрытие категории «площадь» как аддитивно-скалярной величины, воссоздается из анализа возникающих в ходе геометрического моделирования оригами геометрических фигур, которые ребенок исследует и устанавливает их границы.
Результаты. Доказана эффективность рассматриваемого подхода к теме «Площадь».
Выводы. Представлена сфера внедрения результатов исследования.


Об авторе

Г. А. Соколова
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Россия

Соколова Галина Афанасьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования

630007, г. Новосибирск, Красный проспект, 2



Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506‑р О Концепции развития математического образования в РФ (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/70552506/ (дата обращения: 07.06. 2022).

2. Павлова Л. В. Предметные компетентностные задачи по математике // Вестник Псковского государственного университета. Естественные и физико-математические науки. 2013. № 3. С. 127 – 134.

3. Тестов В. А. Стратегия обучения математике Москва: Технол. Шк. Бизнеса, 1999. 304 с.

4. Тестов В. А. Особенности формирования у школьников основных математических понятий в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 12. Art. 14333. URL: https://e-koncept.ru/2014/14333.htm (дата обращения: 07.06. 2022).

5. Тестов В. А. Поэтапность формирования понятия о скалярной величине // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 9. С. 11 – 15. URL: http://e-koncept.ru/2016/46106.htm (дата обращения: 07.06.2022).

6. Богановская Н. Д. Аддитивно-скалярные величины в курсе математики специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида // Специальное образование. 2008. № 1. С. 9 – 13.

7. Математическая энциклопедия / гл. ред. И. М. Виноградов, 1977 – 1985 гг. URL: http://es.niv.ru/doc/encyclopedia/mathematics/index-207.htm#207 (дата обращения: 07.06. 2022).

8. Гасанова А. М. Анализ историко-педагогических исследований по проблемам наглядности обучения // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3. С. 28 – 29.

9. Далингер В. А. Обучение математике на основе когнитивно-визуального подхода// Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 299 – 305.

10. Далингер В. А. Когнитивно-визуальный подход, его сущность и методические особенности в обучении математике // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2015. T. 3, no. 2. S. 28 – 32.

11. Далингер В. А. Обучение математике на основе когнитивно-визуальной технологии // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 1. С. 22 – 26.

12. Балашов Ю. В. Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). Москва, 2014. С. 62 – 65. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6562/ (дата обращения: 07.06.2022).

13. Мозговая М. А. Формирование графических образов геометрических понятий как основа развития пространственного мышления при изучении геометрии в средней школе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60 – 1. С. 190 – 193.

14. Соколова Г. А. Ориентиры для конструирования содержания подготовительного курса геометрии средствами оригами: (учеб.‑метод. пособие). Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. 60 с.

15. Демина Е. С. Роль наглядно-схематических средств в развитии общих умственных и математических способностей детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 12 – 13.

16. Корепанова М. В. Наглядное моделирование как метод математического развития дошкольников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 6. С. 51 – 56.

17. Соколова Г. А. Интегративные тенденции математического образования // Интеграция образования. 2004. № 1. С. 165 – 168.

18. Соколова Г. А. Реализация классических принципов воспитания средствами оригами // Сибирский учитель. 2018. № 6. С. 78 – 85.

19. Соколова Г. А. Геометрическое моделирование оригами в средовом подходе к самоорганизации в периоде детства // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 3. С. 229 – 237.

20. Орлов А. И. Системно-синергетический подход в формировании профессиональной компетентности // Вестник Вятского государственного университета. 2011. Т. 4 – 3. С. 62 – 64.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Соколова Г.А. Компетентностный подход к теме «Площадь» в геометрическом моделировании оригами. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):100-110. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-12

For citation: Sokolova G.A. Competence-based approach to the topic «Area» in geometric origami modeling. Professional education in the modern world. 2023;13(1):100-110. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-12

Просмотров: 161

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)