Особенности создания дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам в вузе: анализ опыта
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-9
Аннотация
Введение. Для эффективной организации учебного процесса при дистанционном обучении иностранным языкам в условиях пандемии требуется специальная техническая, психолого-педагогическая переподготовка для перехода на дистанционное обучение как учителей, так и обучающихся.
Постановка задачи. Необходимо изучить современное состояние дистанционного обучения иностранным языкам как в России, так и за рубежом и проанализировать перспективы развития этой формы обучения с учетом факторов, которые положительно влияют на усвоение иностранного языка. На сегодняшний день дистанционному обучению уделяется очень много внимания, как, наверное, ни одному из многочисленных способов обучения с использованием технологий. Современные исследования в образовании, в частности информационно-коммуникационных технологий, имеют тенденцию применять по максимуму технологические ресурсы и эффективно использовать их в педагогике. В области преподавания иностранных языков многое было сделано для охвата различных языков мира, но постоянно предпринимаются попытки найти новые решения, принимая во внимание конкретные потребности изучающих язык.
Методика и методология исследования. Статья основана на нашем опыте создания и внедрения дистанционных курсов английского языка в Сибирском институте управления – филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы, который использует дистанционное обучение и предоставляет академические программы как традиционно, так и дистанционно. В статье рассмотрен технологический аспект системы дистанционного обучения, общий для всех курсов. Обсуждаются основные особенности преподавания иностранного языка. Исследован процесс разработки и внедрения курсов английского языка с точки зрения общего дизайна курса, выбора учебных материалов, технологической и педагогической обработки материалов курса, роли преподавателя, поддержки и мотивации студентов, оценки успеваемости, оценки курса и ключевых различий между двумя способами предоставления, которые необходимо учитывать.
Результаты. Отмечены недостатки и трудности, носящие технологический и педагогический характер, а также проблемы и новые шаги в совершенствовании курсов английского языка.
Выводы. В заключение подчеркнута сложность связанных с этим технологических, организационных и, что не менее важно, педагогических проблем, но также выражена надежда на обеспечение надежной отправной точки для более амбициозных проектов, касающихся дистанционного обучения и преподавания иностранных языков.
Об авторе
Я. В. ПроскураРоссия
Проскура Яна Вадимовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики
630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6
Список литературы
1. Бондарева О. В. Лингвометодические основы дистанционного обучения РКИ на начальном этапе (фонетический аспект): дис. … канд. пед. наук. Москва, 2010. 170 с.
2. Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 89 – 90.
3. Ушакова О. В. Применение информационных технологий в обучении студентов 1 курса: практика и перспективы // Гуманитарная образовательная среда технического вуза: междунар. конф. (СПбПУ Петра Великого, 2016). Санкт-Петербург, 2016. С. 410 – 411.
4. Романова С. М. Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 4. С. 271 – 275.
5. Сазонова А. В. Использование дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку студентов заочной формы обучения // Наука и образование сегодня. 2017. № 1. С. 60 – 63.
6. Володин А. В. Мобильное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Современные тенденции в образовании. 2016. № 5. С. 89 – 111.
7. Нефёдов О. В., Ивановская И. П. Сочетание традиций и инноваций при создании учебника по иностранному языку для студентов-нелингвистов // Успехи современной науки. 2016. Т. 1, № 7. С. 54 – 57.
8. Нефёдов О. В. Перспективы создания учебника для больших разноуровневых групп студентов неязыкового вуза // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 229 – 231.
9. Иванова С. В. Современные направления исследования моделей электронного обучения // Письма в Эмиссия. Оффлайн: науч.-пед. интернет-журн. 2015. № 3. Art. 2336. URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2336.htm (дата обращения: 20.10.2022).
10. Малинин А. Б., Нефёдов О. В. Expediency of using native language in foreign language teaching // Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. Нижневартовск, 2016. С. 95 – 97.
11. Walker R., Davies G. Exploiting World Wide Web resources online and offline // Information and communications technology for language teachers (ICT4LT). Slough, 2012. Module 2.3. URL: http://www.ict4lt.org/en/en_mod2–3.htm (дата обращения: 14.02.2022).
12. Шаров В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 236 – 240.
13. Dobozy E., Reynolds P. From LMS to VLE or from supermarkets to airports: classifying elearning platforms using metaphors // Proceedings of the 5th International LAMS and learning design conference «Sharing great ideas». 2010. URL: https://www.lamsfoundation.org/lams2010sydney/pdfs/papers/06_Dobozy_Final.pdf (accessed 14.02.2022).
14. Kötter M., Shield L., Stevens A. Real-time audio and email for fluency: promoting distance language learners' aural and oral skills via the Internet // ReCALL. 1999. Vol. 11, no. 2. P. 55 – 60. DOI: https://doi.org/10.1017/S0958344000004961.
15. Hampel R., Hauck, M. Towards an effective use of audio conferencing in distance language courses // Language Learning and Technology Journal. 2004. Vol. 8, no. 1. P. 66 – 82.
16. Volle L. Analyzing oral skills in voice e-mail and online interviews // Language Learning and Technology Journal. 2005. Vol. 9, no. 3. P. 146 – 164.
17. Vygotsky L. S. Mind in society: the development of higher psychological processes. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1978. 159 p.
18. Salaberry M. R. The theoretical foundation for the development of pedagogical tasks in computer mediated communication // CALICO Journal. 1996. Vol. 14, no. 1. P. 5 – 34.
19. Rüschoff B., Ritter M. Technology-enhanced language learning: construction of knowledge and template-based learning in the foreign language classroom // Computer Assisted Language Learning. 2001. Vol. 14, no. 3/4. P. 219 – 232. DOI: 10.1076/call.14.3.219.5789.
20. Проскура Я. В. Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология в обучении иностранным языкам // Гуманитарное образование и наука в техническом вузе: сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ижевск, 2017. С. 588 – 592.
21. Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: Парламентские слушания 19 мая 2014 г., Москва. URL: http://ode.susu.ru/dekanat/Zakonodatelstvo/PS19.05.2014MaterialMinobrnauki.pdf (дата обращения: 15.02.2022).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Проскура Я.В. Особенности создания дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам в вузе: анализ опыта. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):72-80. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-9
For citation: Proskura Y.V. Features of creating distance learning technologies in teaching foreign languages at university: Analysis of experience. Professional education in the modern world. 2023;13(1):72-80. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-9
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.