Роль технического вуза в системе дополнительного образования школьников по техническим направлениям
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-8
Аннотация
Введение. Дополнительное образование старшеклассников рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного образования. Кроме того, на школьные годы приходится период профессионального самоопределения, поэтому у учащихся возрастает интерес к занятиям, позволяющим определиться с будущей специальностью и подготовиться к поступлению в вуз.
Постановка задачи. Цель – исследовать роль технического вуза в предоставлении дополнительного образования старшеклассникам по математике и информатике и показать приоритетные направления работы вуза со школьниками.
Методика и методология исследования. Научное исследование опирается на законодательные и нормативные документы, публикации отечественных специалистов и личный опыт авторов по проведению дополнительных школьных занятий на базе Новосибирского государственного технического университета.
Результаты. Дополнительное образование рассмотрено с точки зрения осуществления профориентации учащихся техническим вузом. Показано, что вузы играют важную роль в научно-методическом обеспечении и кадровом сопровождении дополнительного образования школьников по техническому направлению подготовки. На основе анализа результатов опроса учащихся и их родителей показано, что участие обучающихся в дополнительных занятиях повышает их самооценку, что объективно проявляется в росте мотивации при изучении математики и информатики в школе, достижениях на конференциях различных уровней, в выборе технических специальностей. Все учащиеся, посещающие занятия в рамках дополнительного образования, поступили в технические вузы. Более того, никто из них не изменил своего решения стать специалистом технического профиля.
Выводы. Специфика дополнительного образования позволяет техническому вузу эффективно участвовать в системе дополнительного математического обучения школьников, выявлять талантливых учащихся, повышать их интерес к техническим наукам и привлекать в качестве абитуриентов в технические вузы.
Об авторах
В. В. ФилатовРоссия
Филатов Владимир Викторович – доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры инженерной математики
630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20
А. В. Гобыш
Россия
Гобыш Альбина Владимировна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры инженерной математики
630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20
Список литературы
1. Di Martino P., Gregorio F. The mathematical crisis in secondary-tertiary transition // International Journal of Science and Mathematics Education. 2019. Vol. 17, no. 4. P. 825 – 843.
2. Geisler S., Rolka K. Affective variables in the transition from school to university mathematics // Proceedings of INDRUM 2018, Second conference of the international network for didactic research in university mathematics, Kristiansand, Norway, April 5 – 7, 2018. Kristiansand, 2018. P. 507 – 516. URL: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-01849967/document (accessed 01.12.2022)
3. Hsu E., Bressoud D. Placement and student performance in Calculus I / Insights and recommendations from the MAA National Study of College Calculus. MAA Press, 2015. P. 59 – 67. URL: https://www.maa.org/sites/default/files/pdf/cspcc/InsightsandRecommendations.pdf (accessed 01.12.2022)
4. Geisler S., Rolka K. «That wasn't the math I wanted to do!» – students' beliefs during the transition from school to university mathematics // International Journal of Science and Mathematics Education. 2021. Vol. 19, № 3. P. 599 – 618. DOI: https://doi.org/10.1007/S10763-020-10072-y.
5. Rach S., Heinze A. The transition from school to university in mathematics: Which influence do school-related variables have? // International Journal of Science and Mathematics Education. 2017. Vol. 15, № 7. P. 1343 – 1363. DOI: https://doi.org/10.1007/s10763-016-9744-8.
6. Конференция по искусственному интеллекту // Президент России: сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69927 (дата обращения: 01.12.2022).
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Распоряжением Правительства Росс. Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, г. Москва // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 01.12.2022).
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.1.2022).
9. Червонный М. А. Разработка модели нового непрерывного физико-математического образования: подготовка педагогических кадров // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 2. С. 282 – 289. DOI: 15372/PEMW20160213.
10. Шадрин В. Ю. Развитие математической одаренности подростка в рамках поливариантности форм дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 – 1. URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=17993 (дата обращения: 01.12.2022).
11. Иванова И. В., Иванов Н. Г. Вклад в решение задач развития научно-технического потенциала подрастающего поколения // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. С. 225 – 235. DOI: 10.17223/15617793/443/27.
12. Мельников И. И. Научно-методические основы взаимодействия школьного и вузовского математического образования в России: дис…. д-ра пед. наук в форме науч. докл. Москва, 1999. 36 с.
13. Буйлова Л. Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. 2011. Т. 31, № 6. С. 130 – 134.
14. Концепция развития математического образования в Российской Федерации: утв. Распоряжением Правительства Рос. Федерации от 24 дек. 2013 г. № 2506-р // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/ (дата обращения: 01.12.2022).
15. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное: [коллективная моногр.] / науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2019. 277 с.
16. Апталаев М. Н., Жалко М. Е., Хаматнурова Е. Н., Калинина К. А. Дополнительное образование как способ популяризации инженерной отрасли среди школьников // Мир науки: науч. интернет-журн. 2017. Т. 5, № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN617.pdf (дата обращения: 01.12.2022).
17. Богданова Р. У. Роль образовательных организаций высшего образования в развитии системы дополнительного образования детей // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2019. № 193. С. 16 – 23.
18. Румбешта Е. А., Червонный М. А. Использование потенциала взаимодействия вузов и профильных школ г. Томска для повышения качества обучения физике // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 191 – 194.
19. Шурко Г. К., Хитрик А. В. Дополнительное математическое образование школьников в образовательном пространстве классического университета // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2016. № 43. С. 66 – 73.
20. Червонный М. А. Дополнительное физико-математическое образование как условие развития одаренности детей // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 425. С. 198 – 202. DOI: 10.17223/15617793/425/26.
21. Тавстуха О. Г., Муратова А. А. Роль и функции педагога дополнительного образования в профессиональной ориентации учащихся // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. Т. 215, № 3. C. 66 – 72.
22. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: утв. приказом Министерства труда соц. защиты Рос. Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н // КлассИнформ.ру. Справочник кодов общероссийских классификаторов. URL: https://classinform.ru/profstandarty/01.003-pedagogdopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-i-vzroslykh.html (дата обращения: 01.12.2022).
23. Червонный М. А., Власова А. А., Швалева Т. В., Цвенгер Е. И. Разработка модели современного педагогического образования: создание комплекса непрерывного физико-математического образования на базе педагогического университета // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. Т. 132, № 4. С. 14 – 18.
24. Зверев П. А. Моделирование процесса формирования мотивации творческой деятельности подростков в системе дополнительного образования // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 395. С. 211 – 216. DOI: 10.17223/15617793/395/34.
25. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/ (дата обращения: 01.03.2021).
26. Концепции развития дополнительного образования детей: утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сент. 2014 г. № 1726-р // Правительство России: официальный сайт. URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 01.12.2022).
27. Гошин М. Е., Косарецкий С. Г. Педагоги организаций дополнительного образования: изменения в условиях труда, профессиональном развитии и мотивациях: информационный бюллетень. Москва: Высшая школа экономики, 2018. 64 с.
28. Филатов В. В., Гобыш А. В. Реализация профессиональной направленности обучения математическим дисциплинам в техническом вузе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 227 – 234. DOI: 10.26456/vtpsyped/2020.1.227.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Филатов В.В., Гобыш А.В. Роль технического вуза в системе дополнительного образования школьников по техническим направлениям. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):62-71. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-8
For citation: Filatov V.V., Gobysh A.V. The role of technical university in the system of schoolchildren additional education in technical directions. Professional education in the modern world. 2023;13(1):62-71. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-8
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.