Система высшего образования России: взгляд в будущее


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-5

Полный текст:




Аннотация

Введение . В связи с выходом в Россию из европейской высшей системы высшего образования, основанной на заболеваниях Болонской области, остро встал вопрос о том, как продвигаться вперед вузам двигаться дальше. Понятно, что в современных условиях возврат к советской высшему образованию невозможен. При этом российская вузы уже перешли на уровень высшего образования, наблюдая за ней в связи с распространением в первую очередь практико-ориентированным подходом, предусматривающим подготовку специалистов для рыночной экономики.
Постановка задачи . Цель статьи – предложить возможные пути повышения российской системы высшего образования после отказа от основного Болонского исследования.
Методика и методология исследования. Методологической основы исследования послужил системный подход, раскрывающий закономерности их изменений, и то, каким образом те или иные изменения превращаются в целостный процесс высшей школы России.
Результаты. Для целей исследования проведены теоретический анализ научных, научно-просветительских, достижений учебной литературы по теме исследования; анализ учебно-методической документации (учебных планов, основных профессиональных учебных программ, рабочих программ дисциплин), нормативных документов (ФГОС, профессиональной подготовки, примерных основных учебных программ, профессиональных приспособлений, инструктивных писем Минобрнауки России и др.). Исключены основные особенности поведения российских вузов в советский и постсоветский периоды. Затрагиваются различные аспекты функций высшей школы, от которых в большей степени зависит качество ожидания специалистов.
Выводы. возможное поступательное развитие высшей школы России возможно только при расчете всех последствий, влияющих на процессы, закономерность внутри отдельных вузов. Главной задачей сегодня должен стать коллективный поиск перспективных систем высшего образования России с учетом накопленного вузами положительного опыта в различных областях их применения.


Об авторе

В. П. Игнатьев
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Россия

Игнатьев Владимир Петрович – доктор недвижимости педагогических наук, доцент, профессор кафедры экспертизы, управления и кадастра

677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 50



Список литературы

1. Ваганова Е. А., Леонтьева Э. Р., Сафарли М. С. Переход к многоуровневому высшему образованию: актуальные вопросы и перспективы развития // Вестник педагогических наук. 2021. № 1. С. 59 – 65.

2. Саидов А. А. Система высшего образования в РФ: проблемы и решения // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3, Общественные науки. 2020. Т. 35, № 2. С. 57 – 64. DOI: 10.21779/2500-1930-2020-35-2-57-64.

3. Джойс Э. А., Симаков А. А. Актуальные проблемы развития высшего образования России // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 145 – 148. DOI 10.24411/2073-3305-2020-10036.

4. Удалов Ф. Е., Алехина О. Ф., Рыбакова И. В. О системе образования и подготовки кадров // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 3. С. 122 – 127.

5. Тебекин А. В., Сурат Л. И. Необходимость реформирования системы отечественного высшего образования как ответ на вызовы современного общества // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 2. С. 43 – 51. DOI: 10.20913/2618 – 7515-2021-2 – 5.

6. Щербина В. В., Попова Е. П. Вуз вне системы профессиональной подготовки специалистов как итог многолетних реформ российского высшего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20, № 3. С. 622 – 635. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-622-635.

7. Саинов М. П. Трансформация высшего строительного образования и качество подготовки выпускников // Строительство: наука и образование. 2020. Т. 10, № 2. С. 1 – 21. DOI: 10.22227/2305-5502.2020.2.7.

8. Далингер В. А. Состояние и проблемы российского математического образования в аспекте требований болонской декларации // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. № 2. С. 30 – 35.

9. Ильевич Т. П., Федорук К. Р. Компетентностный подход к системе профессиональной подготовки в условиях вуза: от методологии к моделированию // Вестник Приднестровского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 77 – 83.

10. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3. С. 27 – 35.

11. Шармин Д. В., Шармин В. Г. Компетентностный подход в высшем образовании России: двадцать лет спустя // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3. С. 64 – 72. DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.009.

12. Айнутдинова И. Н. Адаптационный образовательный потенциал международного опыта подготовки конкурентоспособных специалистов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 12. С. 18 – 21.

13. Рудской А. И. О концепции ФГОС ВО четвертого поколения для области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». 31 марта 2021 г. URL: https://25fumo.mai.ru/meetings/Materialy_KS_31.03.2021.pdf (дата обращения: 07.07.2022).

14. Поручение Президента России Пр-294 от 26.02.2019 г. // Президент России: сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/59898 (дата обращения: 08.07.2022).

15. Поручение Президента России Пр-113 от 24.01.2020 г. // Президент России: сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62673 (дата обращения: 08.07.2022).

16. Поручение Президента России Пр-589 от 28.03.2020 г. // Президент России: сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/63083/print (дата обращения: 09.07.2022).

17. Вчерашний П. М., Гафурова Н. В., Румянцев М. В., Осипенко О. А. Инженерное образование: смена формата // Высшее образование в России. 2016. № 8/9. С. 15 – 21.

18. Научно-образовательные центры мирового уровня: сайт. URL: https://ноц.рф (дата обращения: 09.07.2022).

19. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Механизмы интеграции вузов и реального сектора экономики // Journal of Economic Regulation. 2021. Т. 12, № 3. С. 58 – 75. DOI: 10.17835/2078-5429.2021.12.3.058-075.

20. Леонтьева И. Н., Бурцев Д. С. Организационно-экономические инструменты интеграции вузов и промышленных предприятий в условиях инновационной экономики // Экономика. Право. Инновации. 2022. № 1. С. 13 – 20. DOI: 10.17586/2713-1874-2022-1-13-20.

21. Машьянова Е. Е. Интеграция вузов в инновационную систему регионов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8, № 1. С. 76 – 83.

22. Горшкова Н. В., Козырьков Р. В. Организационные аспекты интеграции регионального вуза в экономику региона // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11, № 10 – 1. С. 32 – 40. DOI: 10.34670/AR.2021.14.76.003.

23. Тукенова Н. И. Дистанционное обучение, как новый виток в развитии образовательных технологий // Central Asian Scientific Journal. 2021. № 1. С. 50 – 57.

24. Козлова Д. Д., Усова А. В. К вопросу о развитии и применении новых технологий в образовательной среде // Covido ergo zoom: трансформация и цифровизация общества в современных реалиях: материалы Межвуз. студенч. науч.‑практ. конф. Москва, 2021. С. 229 – 235.

25. Розанова Я. В. Новые образовательные технологии как механизм интеграции новой роли преподавателя // Язык и культура: сб. ст. XXXI Междунар. науч. конф. Томск, 2021. С. 292 – 296.

26. Малкова Т. В., Телякова И. Х., Хисматулина Н. В., Пугачева С. А. Изменение роли преподавателя и требований, предъявляемых к нему, в условиях модернизации системы образования // Вопросы педагогики. 2022. № 5 – 2. С. 217 – 220.

27. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 43 – 52.

28. Трифонова Н. В., Власова М. С. Современные образовательные технологии в оценке компетенций инженерных кадров // Инновации. 2021. № 4. С. 74 – 80. DOI: 10.26310/2071-3010.2021.270.4.010.

29. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ УрФУ. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20121229180040.pdf (дата обращения: 12.07.2022).

30. Кононова О. В., Садон Е. В., Якимова З. В. Методика оценки сформированности компетенций на уровне учебной дисциплины // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 5. С. 76 – 87.

31. Мирошников В. В., Морозова А. В., Ефимова Г. В., Митрошенкова Е. А. Автоматизированная система оценки и мониторинга уровня освоения компетенций студентами: организационно-методическое обеспечение // Вестник Брянского государственного технического университета. 2019. № 1. С. 77 – 84. DOI: 10.30987/article_5c4ed023d49bc2.26556037.

32. Карпушина Ю. А., Кутузова З. Ю. Особенности измерения и оценки универсальных компетенций у студентов вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 6. С. 139 – 153. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11049.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Игнатьев В.П. Система высшего образования России: взгляд в будущее. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):39-47. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-5

For citation: Ignatiev V.P. The higher education system of Russia: A look into the future. Professional education in the modern world. 2023;13(1):39-47. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-5

Просмотров: 289

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)