Опора как учебный инструмент: философский и методологический аспекты
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-4
Аннотация
Введение. Работа школы в условиях дистанционного обучения осложняется виртуализацией предметно-ознакомительной деятельности, снижением эффекта направляющих, ориентирующих воздействий педагога, повышением зависимости результатов обучения от самоорганизации и самоконтроля.
Постановка задачи. Исходя из опыта разработки визуальных логико-смысловых моделей и применения их в качестве визуальных дидактических регулятивов поставлена задача определения регулятивных основ действий данных дидактических средств.
Методика и методология исследования. В исследовании применены метод «обратного инжиниринга» – построение теоретического описания реального результата; метод визуализации логико-смыслового моделирования знаний; фундаментальный принцип наглядности и принцип совершенствования учебной познавательной деятельности с помощью опор и регулятивов.
Результаты. Обоснована функция опор и регулятивов для поддержки регулировочного компонента учебной познавательной деятельности. Сформулированы положения, связывающие закон, теоретический принцип и практическую функцию наглядности с эмпирическим законом учебной познавательной деятельности, предполагающим доминирование предметно-ознакомительных действий при формировании образа-представления изучаемого объекта или процесса.
Выводы. Предложено теоретико-методическое обоснование регулятивных основ действий и регулятивного компонента учебной познавательной деятельности. Показано применение опор и регулятивов логико-смыслового типа в аудиторно-дистанционном обучении.
Об авторах
В. Э. ШтейнбергРоссия
Штейнберг Валерий Эмануилович – кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник (ВАК); главный научный сотрудник и заведующий Научно-исследовательской лабораторией моделирования визуальных регулятивов логико-смыслового типа Научно-исследовательского института стратегии развития образования
450008, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3‑а, корп. 1, ауд. 404а
Р. М. Асадуллин
Россия
Асадуллин Раиль Мирваевич – доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Научно-исследовательского института стратегии развития образования
450008, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3‑а, корп. 1, ауд. 404а
Д. Р. Фатхулова
Россия
Фатхулова Дина Раульевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германского языкознания и зарубежной литературы, старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории моделирования визуальных регулятивов логико-смыслового типа Научно-исследовательского института стратегии развития образования
450008, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3‑а, корп. 1, ауд. 404а
И. Р. Тагариева
Россия
Тагариева Ирма Рашитовна – доктор педагогических наук, доцент, заместитель научного руководителя Научно-исследовательского института стратегии развития образования
450008, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3‑а, корп. 1, ауд. 404а
Список литературы
1. Артебякина Н. А., Лукашевич С. В. Проблемы дистанционного образования // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 2. С. 117 – 123. DOI: 10.33065/2307-1052-2020-2-32-117-123.
2. Горошко Ю. Н. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в современной школе // Развитие образования. 2020. № 2. С. 21 – 25. URL: https://phsreda.com/e-articles/155/Action155-75624_5eeb29b572307.pdf (дата обращения: 06.01.2023).
3. Дедюхин Д. Д., Баландин А. А., Попова Е. И. Дистанционное обучение в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 5. URL: https://mir-nauki.conT/PDF/25PDMN520.pdf (дата обращения: 06.01.2023).
4. Барбашина Э. В., Гуляевская Н. В. Дистанционное/электронное обучение: минимизация сложностей // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 3. C. 2997 – 3008. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20190312.
5. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. Наглядность и ее функции в обучении // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 102 – 109.
6. Монахова Л. Ю., Зорина Е. М. Цифровые педагогические опоры в системе дополнительного профессионального образования педагогов // Человек и образование. 2020. № 2. С. 116 – 121.
7. Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Штыкова Т. В. Визуальные опоры как средство активизации речевых умений студентов вузов в межкультурном образовании// Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 1. С. 23 – 42.
8. Барабанова Г. В. К вопросу о разграничении методических понятий «Наглядность» и «Визуализация»// Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания иностранных языков: cб. ст. по материалам Междунар. науч.‑практ. конф., 15 апр. 2015 г. Нижний Новгород, 2015. С. 108 – 117.
9. Геращенко И. Г., Геращенко Н. В. Проблемы дистанционного образования: методологический аспект // Studia Humanitatis: международный электронный научный журнал. 2017. № 2. URL: https://st-hum.ru/content/gerashchenko-ig-gerashchenko-nv-problemy-distancionnogo-obrazovaniya-metodologicheskiy (дата обращения: 06.01.2023).
10. Dixon R., Lammi M. Cognitive mapping techniques: implications for research in engineering and technology education // Journal of Technology Education. 2014. Vol. 25, no 2. P. 2 – 17. DOI: http://doi.org/10.21061/jte.v25i2.a.1.
11. Gaskin J. How infographics can support visual learning // Venngage: site. 2021. URL: https://venngage.com/blog/visual-learning/ (accessed 06.01.2023).
12. Özer S. A convergent parallel mixed-method research into the use of the cheat sheet in teacher education: state test anxiety, exam scores and opinions of prospective teachers // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2021. Vol. 20, no. 3. P. 101 – 113. URL: http://tojet.net/articles/v20i3/2038.pdf (accessed 06.01.2023).
13. Wang Z., Sundin L., Murray-Rust D., Bach B. Cheat sheets for data visualization techniques // ACM Conference on human factors in computing systems (CHI 2020), Honolulu, HI, USA, Jan. 2020. DOI: 10.1145/3313831.3376271.
14. Hamouda S., Shaffer C. A. Crib sheets and exam performance in a data structures course// Computer Science Education. 2016. Vol. 26. P. 1 – 26. DOI: 10.1080/08993408.2016.1140427.
15. Субботин М. М. О логико-смысловом моделировании управленческих решений // Научное управление обществом. Москва, 1980. Вып. 13. С. 203 – 224.
16. Штейнберг В. Э., Семенов С. Н. Технология логико-эвристического проектирования профессионального образования на функционально-модульной основе. Москва, 1993. 39 с.
17. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика. Москва: Нар. образование, 2002. 304 с.
18. Штейнберг В. Э., Фатхулова Д. Р., Климкин М. Н., Жилина С. Ф., Габитова С. А., Утманцева О. Н., Шайхутдинова А. Ф. Дидактические опоры и регулятивы логико-смыслового типа в дистанционном и аудиторном форматах обучения // Школьные технологии. 2022. № 6. С. 85 – 98.
19. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н., Вахидова Л. В., Фатхулова Д. Р. Визуальные дидактические регулятивы как инструменты учебной деятельности: развитие и прикладные аспекты// Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 126 – 152.
20. Штейнберг В. Э., Асадуллин Р. М., Фатхулова Д. Р., Тагариева И. Р. Применение визуальных дидактических регулятивов в дистанционном обучении // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 7. С. 45 – 75.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Штейнберг В.Э., Асадуллин Р.М., Фатхулова Д.Р., Тагариева И.Р. Опора как учебный инструмент: философский и методологический аспекты. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):28-38. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-4
For citation: Steinberg V.E., Asadullin R.M., Fatkhulova D.R., Tagarieva I.R. Support as a training tool: philosophical and methodological aspects. Professional education in the modern world. 2023;13(1):28-38. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-4
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.