Опора как учебный инструмент: философский и методологический аспекты


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-4

Полный текст:




Аннотация

Введение. Работа школы в условиях дистанционного обучения осложняется виртуализацией предметно-ознакомительной деятельности, снижением эффекта направляющих, ориентирующих воздействий педагога, повышением зависимости результатов обучения от самоорганизации и самоконтроля.
Постановка задачи. Исходя из опыта разработки визуальных логико-смысловых моделей и применения их в качестве визуальных дидактических регулятивов поставлена задача определения регулятивных основ действий данных дидактических средств.
Методика и методология исследования. В исследовании применены метод «обратного инжиниринга» – построение теоретического описания реального результата; метод визуализации логико-смыслового моделирования знаний; фундаментальный принцип наглядности и принцип совершенствования учебной познавательной деятельности с помощью опор и регулятивов.
Результаты. Обоснована функция опор и регулятивов для поддержки регулировочного компонента учебной познавательной деятельности. Сформулированы положения, связывающие закон, теоретический принцип и практическую функцию наглядности с эмпирическим законом учебной познавательной деятельности, предполагающим доминирование предметно-ознакомительных действий при формировании образа-представления изучаемого объекта или процесса.
Выводы. Предложено теоретико-методическое обоснование регулятивных основ действий и регулятивного компонента учебной познавательной деятельности. Показано применение опор и регулятивов логико-смыслового типа в аудиторно-дистанционном обучении.


Об авторах

В. Э. Штейнберг
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
Россия

Штейнберг Валерий Эмануилович – кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник (ВАК); главный научный сотрудник и заведующий Научно-исследовательской лабораторией моделирования визуальных регулятивов логико-смыслового типа Научно-исследовательского института стратегии развития образования

450008, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3‑а, корп. 1, ауд. 404а



Р. М. Асадуллин
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
Россия

Асадуллин Раиль Мирваевич – доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Научно-исследовательского института стратегии развития образования

450008, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3‑а, корп. 1, ауд. 404а



Д. Р. Фатхулова
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
Россия

Фатхулова Дина Раульевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германского языкознания и зарубежной литературы, старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории моделирования визуальных регулятивов логико-смыслового типа Научно-исследовательского института стратегии развития образования

450008, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3‑а, корп. 1, ауд. 404а



И. Р. Тагариева
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
Россия

Тагариева Ирма Рашитовна – доктор педагогических наук, доцент, заместитель научного руководителя Научно-исследовательского института стратегии развития образования

450008, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3‑а, корп. 1, ауд. 404а



Список литературы

1. Артебякина Н. А., Лукашевич С. В. Проблемы дистанционного образования // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 2. С. 117 – 123. DOI: 10.33065/2307-1052-2020-2-32-117-123.

2. Горошко Ю. Н. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в современной школе // Развитие образования. 2020. № 2. С. 21 – 25. URL: https://phsreda.com/e-articles/155/Action155-75624_5eeb29b572307.pdf (дата обращения: 06.01.2023).

3. Дедюхин Д. Д., Баландин А. А., Попова Е. И. Дистанционное обучение в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 5. URL: https://mir-nauki.conT/PDF/25PDMN520.pdf (дата обращения: 06.01.2023).

4. Барбашина Э. В., Гуляевская Н. В. Дистанционное/электронное обучение: минимизация сложностей // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 3. C. 2997 – 3008. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20190312.

5. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. Наглядность и ее функции в обучении // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 102 – 109.

6. Монахова Л. Ю., Зорина Е. М. Цифровые педагогические опоры в системе дополнительного профессионального образования педагогов // Человек и образование. 2020. № 2. С. 116 – 121.

7. Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Штыкова Т. В. Визуальные опоры как средство активизации речевых умений студентов вузов в межкультурном образовании// Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 1. С. 23 – 42.

8. Барабанова Г. В. К вопросу о разграничении методических понятий «Наглядность» и «Визуализация»// Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания иностранных языков: cб. ст. по материалам Междунар. науч.‑практ. конф., 15 апр. 2015 г. Нижний Новгород, 2015. С. 108 – 117.

9. Геращенко И. Г., Геращенко Н. В. Проблемы дистанционного образования: методологический аспект // Studia Humanitatis: международный электронный научный журнал. 2017. № 2. URL: https://st-hum.ru/content/gerashchenko-ig-gerashchenko-nv-problemy-distancionnogo-obrazovaniya-metodologicheskiy (дата обращения: 06.01.2023).

10. Dixon R., Lammi M. Cognitive mapping techniques: implications for research in engineering and technology education // Journal of Technology Education. 2014. Vol. 25, no 2. P. 2 – 17. DOI: http://doi.org/10.21061/jte.v25i2.a.1.

11. Gaskin J. How infographics can support visual learning // Venngage: site. 2021. URL: https://venngage.com/blog/visual-learning/ (accessed 06.01.2023).

12. Özer S. A convergent parallel mixed-method research into the use of the cheat sheet in teacher education: state test anxiety, exam scores and opinions of prospective teachers // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2021. Vol. 20, no. 3. P. 101 – 113. URL: http://tojet.net/articles/v20i3/2038.pdf (accessed 06.01.2023).

13. Wang Z., Sundin L., Murray-Rust D., Bach B. Cheat sheets for data visualization techniques // ACM Conference on human factors in computing systems (CHI 2020), Honolulu, HI, USA, Jan. 2020. DOI: 10.1145/3313831.3376271.

14. Hamouda S., Shaffer C. A. Crib sheets and exam performance in a data structures course// Computer Science Education. 2016. Vol. 26. P. 1 – 26. DOI: 10.1080/08993408.2016.1140427.

15. Субботин М. М. О логико-смысловом моделировании управленческих решений // Научное управление обществом. Москва, 1980. Вып. 13. С. 203 – 224.

16. Штейнберг В. Э., Семенов С. Н. Технология логико-эвристического проектирования профессионального образования на функционально-модульной основе. Москва, 1993. 39 с.

17. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика. Москва: Нар. образование, 2002. 304 с.

18. Штейнберг В. Э., Фатхулова Д. Р., Климкин М. Н., Жилина С. Ф., Габитова С. А., Утманцева О. Н., Шайхутдинова А. Ф. Дидактические опоры и регулятивы логико-смыслового типа в дистанционном и аудиторном форматах обучения // Школьные технологии. 2022. № 6. С. 85 – 98.

19. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н., Вахидова Л. В., Фатхулова Д. Р. Визуальные дидактические регулятивы как инструменты учебной деятельности: развитие и прикладные аспекты// Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 126 – 152.

20. Штейнберг В. Э., Асадуллин Р. М., Фатхулова Д. Р., Тагариева И. Р. Применение визуальных дидактических регулятивов в дистанционном обучении // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 7. С. 45 – 75.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Штейнберг В.Э., Асадуллин Р.М., Фатхулова Д.Р., Тагариева И.Р. Опора как учебный инструмент: философский и методологический аспекты. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):28-38. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-4

For citation: Steinberg V.E., Asadullin R.M., Fatkhulova D.R., Tagarieva I.R. Support as a training tool: philosophical and methodological aspects. Professional education in the modern world. 2023;13(1):28-38. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-4

Просмотров: 177

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)