Роль евразийского вектора в углублении отечественного образовательного пространства
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-2
Аннотация
Введение. В статье исследуется роль евразийского направления в развитии отечественного образования. Авторы доказывают, что такой цивилизационный выбор позволяет России сохранить субъектность в современном мире.
Постановка задачи. Актуальность статьи обусловлена не только падением уровня знаний учащихся, но и мировоззренческими проблемами в молодежной среде.
Методика и методология исследования. В статье показано, что многие проблемы современного отечественного образования обусловлены нарушением традиционной системы ценностей. Особое внимание уделяется неоднозначному влиянию чуждых ценностей на подрастающее поколение. Анализируются факторы, которые играют принципиальную роль в сохранении и усилении Россией ее субъектности в условиях универсализации образовательных стандартов.
Результаты. В статье подчеркивается, что залогом формирования эффективного специалиста является осознание каждым представителем молодого поколения своей социокультурной идентичности. Сохранение Россией ее субъектности оказывает определяющее влияние на формирование образованного и сознательного поколения.
Выводы. Россия представляет собой не просто пространство между Востоком и Западом, но является самодостаточной цивилизацией, в которой исторически сложились свои педагогические традиции. Образование, которое аккумулирует в себе евразийские ценности, базируется на духовно-нравственных ценностях, что стимулирует учащихся к активному познавательному процессу, который продолжается всю жизнь.
Об авторах
В. И. ПанаринРоссия
Панарин Владимир Иванович – доктор философских наук, профессор, заместитель директора Института дополнительного профессионального образования
630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 149
М. П. Яценко
Россия
Яценко Михаил Петрович – доктор философских наук, профессор кафедры философии
660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82
О. Э. Пучков
Россия
Пучков Олег Эрнстович – аспирант кафедры глобалистики и геополитики
г. Красноярск, 660041, пр. Свободный, 79
Список литературы
1. Яценко М. П. Историческая память как базис социокультурной идентичности в условиях универсализации мирового пространства // Человек в современном мире: кризис и глобализация. Москва: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 140 – 149.
2. Пфаненштиль И. А., Яценко М. П., Борисенко И. Г. Социально-философские аспекты проблем инженерного образования в контексте информационной культуры // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 2. С. 80 – 86.
3. Горин С. Г. Промежуточные результаты образовательных трансформаций: постнеклассический подход // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 1. С. 1624 – 1631.
4. Чумаков А. Н. Культурно-цивилизационные исследования: их роль и ценность в глобальном мире // Вестник Московского университета. Серия 27, Глобалистика и геополитика. 2018. № 1. С. 30 – 44.
5. Ильин И. В., Леонова О. Г. Глобальные универсальные ценности и гуманитарные технологии в международной политике // Вестник Московского университета. Серия 27, Глобалистика и геополитика. 2018. № 1. С. 3 – 10.
6. Вебер А. Б. Экологические императивы и притязания гегемонизма // Век глобализации. 2021. № 1. С. 3 – 18.
7. Ан С. А., Ушакова Е. В., Наливайко Н. В. Образование XXI в. в условиях воздействия полярных цивилизаций // Философия образования. 2016. № 5. С. 31 – 40.
8. Яковлева И. В. Аксиологические противоречия современного образования и социокультурных реалий // Философия образования. 2018. № 4. С. 103 – 113.
9. Пфаненштиль И. А., Яценко М. П., Максимов С. В., Молодых Л. Л. Противостояние России и Запада в условиях глобальных геополитических трансформаций: социально-философский анализ. Красноярск, 2019. 390 с.
10. Гурина Р. В. Управленческие эксперименты с содержанием образования и педагогическая наука: телега впереди лошади // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 1. С. 1610 – 1617.
11. Пашова Э. В. Тенденции и практики взаимодействия с коренными и малочисленными народами в области образования // Сибирский антропологический журнал. 2021. Т. 5, № 1. С. 39 – 51.
12. Севостьянов Д. А. Инверсивный анализ в современном образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2433 – 2442.
13. Мутных Т. А. Особенности среды вуза в малом городе, обеспечивающие развитие общих и профессиональных компетенций // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 2. С. 1055 – 1057.
14. Тишков В. А. Россия в XXI веке: национальная идентичность и межэтническое согласие // Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения. Анализ. Экспертиза. Рекомендации: [коллективная моногр.]. Москва, 2019. С. 110 – 114.
15. Лещинская Н. М., Резникова К. В. Современные исследования этнической идентичности в культурной антропологии (период конца 90‑х гг. 20 в. – первого десятилетия 21 в.) // Социальная антропология Сибири. 2020. Т. 1, № 4. С. 35 – 49.
16. Бардаков А. В. Роль общественной деятельности Русской православной церкви в формировании духовной культуры детей и молодежи школьного возраста (на материале Красноярского края) // Сибирский антропологический журнал. 2019. Т. 3, № 4. С. 114 – 126.
17. Малков С. Ю. Россия в контексте мировой динамики // Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения. Анализ. Экспертиза. Рекомендации: [коллективная моногр.]. Москва, 2019. С. 55 – 74.
18. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва: Политиздат, 1992. 543 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Панарин В.И., Яценко М.П., Пучков О.Э. Роль евразийского вектора в углублении отечественного образовательного пространства. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):10-17. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-2
For citation: Panarin V.I., Yatsenko M.P., Puchkov O.E. The role of the eurasian vector in deepening the national educational space. Professional education in the modern world. 2023;13(1):10-17. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-2
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.