Проблемное обучение в дистанционном формате как метод формирования клинического мышления обучающихся ординатуры медицинского вуза


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-20

Полный текст:




Аннотация

Введение. В работе исследуется проблема формирования клинического мышления медицинского специалиста в дистанционном формате, определяются пути и способы решения.
Постановка задачи. Важно выявить противоречие, которое находится между отработкой профессиональных медицинских навыков на практике и отсутствием прямого контакта с пациентом в дистанционном взаимодействием, где обучающиеся медицинских вузов сталкиваются с проблемой невозможности контакта с пациентом, что, в свою очередь, затрудняет формирование у них клинического мышления и в дальнейшем негативно сказывается на работе врача.
Методика и методология исследования. Проводится опытно-экспериментальная работа по изучению практического применения методик проблемного обучения в дистанционном формате обучающихся ординатуры при формировании у них клинического мышления. Обосновываются и предлагаются педагогические условия, связанные с применением методов проблемного обучения в формировании клинического мышления обучающихся в ординатуре. В качестве респондентов в исследовании приняло участие 54 врача-ординатора первого года обучения по различным клиническим специальностям. Исследование проводилось в ноябре 2021 г. в период обучения дисциплине «Педагогика».
Результаты. В результате проведенной работы делаются выводы о том, что практическое применение методик проблемного обучения как метода формирования клинического мышления в условиях дистанционного обучения имеет определенный образовательный эффект. В дистанционном формате эта методика переводит обучающихся в ординатуре из слушателей предметного материала в активных участников учебной работы, позволяя формировать клиническое мышление в условиях ограниченного общения с пациентами.
Выводы. В ходе опытно-экспериментальной работы выяснено, что дистанционный формат обучения в период пандемии дал многим врачам-ординаторам возможность стать частью практического звена здравоохранения, получив возможность совмещения учебы и работы.


Об авторах

А. И. Евдокимова
Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского
Россия

Евдокимова Анастасия Игоревна– кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика, образовательные технологии и профессиональная коммуникация»; член-корреспондент Академии информатизации образования

410 012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112



Е. Э. Василянская
Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского
Россия

Василянская Елизавета Эдуардовна – обучающийся ординатуры 2 года обучения по специальности «Ревматология»

410 012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112



Список литературы

1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.

2. Бугаева И. О., Клоктунова Н. А., Соловьева В. А. Интеграция профессиональных стандартов в образовательный процесс // Медицинское образование. Пути повышения качества: материалы Всеросс. науч.-пед. конф. Оренбург, 2017. С. 158–161.

3. Вяткин Л. Г. Методика проблемного обучения. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1971. 33 с.

4. Глыбочко П. В. Непрерывное профессиональное образование врачей: опыт внедрения инновационных технологий // Медицинское образование и вузовская наука. 2014. № 1. С. 4–7.

5. Деменьтева Ю. В. Проблемное обучение: метод или принцип обучения в современной педагогике // Успехи современной науки и образования. 2017. № 2. С. 22–25.

6. Евдокимова А. И., Морозов А. В. Интеграция научной деятельности вузов с формированием профессиональных компетенций обучающихся // Социальная педагогика в России. 2022. № 1. С. 35–41.

7. Евдокимова А. И., Морозов А. В., Сериков В. В. Педагогические аспекты развития исследовательской деятельности обучающихся медицинских вузов // Педагогическая информатика. 2022. № 3. С. 104–117.

8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

9. Иванова С. В., Иванов О. Б. Трансформация систем образования под влиянием глобальных вызовов современного мира // Россия – Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI веке. Москва, 2021. С. 894–914.

10. Клоктунова Н. А., Евдокимова А. И., Воробьева М. В. Педагогические аспекты самореализации в профессиональной деятельности // Образование и право. 2021. № 8. С. 219–227.

11. Кузьминов О. М., Пшеничных Л. А., Крупенькина Л. А. Формирование клинического мышления и современные информационные технологии в образовании. Белгород: БелГУ, 2012. 110 с.

12. Литвинов Д. Дистанционное образование как форма организации образования // International scientific review of the problems and prospects of modern science and education: coll. of sci. art. LXIX Intern. correspondence sci. and pract. conf. Boston, 2020. С. 84–87.

13. Минасова Е. Ю. Логика врачебного мышления // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2018. Т. 8, № 11. С. 592–596.

14. Морозов А. В. Креативность как основа творческой компетентности современного специалиста // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2011. № 3. С. 73–76.

15. Морозов А. В. Новые технологические подходы в современном дистанционном образовании // Проблемное обучение в современном мире: VII Междунар. Махмутовские чтения. Казань, 2018. С. 361–370.

16. Морозов А. В. Развитие личности обучаемого как важнейшая задача современного непрерывного образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: материалы 11-ой Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2017. С. 287–291.

17. Морозов А. В. Современные подходы к проблеме формирования компетенций и компетентности // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований: сб. материалов Междунар. науч-практ. конф. Москва, 2019. С. 63–69.

18. Морозов А. В. Специфические особенности реализации компетентностного подхода в условиях цифровизации образовательного пространства // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов IV Междунар. симп. психологов. Рязань, 2022. С. 237–241.

19. Морозов А. В., Терещенко А. Ю. Дистанционные образовательные технологии и их правовое регулирование // Образование и право. 2020. № 3. С. 262–267.

20. Морозов А. В., Терещенко А. Ю. Применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе до пандемии и после: проблемы и перспективы // Педагогическая информатика. 2020. № 4. С. 17–29.

21. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. Москва: ЛИБРОКОМ, 2010. 280 с.

22. Оконь В. Основы проблемного обучения. Москва: Просвещение, 1968. 208 с.

23. Петров В. В. Проблемное обучение в медицинском университете // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2016. Т. 6, № 7. С. 1383–1384.

24. Плотникова И. Е., Берлева С. Ю., Филозоп А. А., Крюкова О. Н. Актуальные вопросы организации педагогического процесса в высшей медицинской школе. Воронеж: ВГМУ им. Н. Н. Бурденко, 2017. 264 с.

25. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее. В 3 кн. Кн. 1 / под ред. Е. В. Ковалевской. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманитар. ун-та, 2010. 301 с.

26. Ражина Н. Ю. Интеллект как профессионально значимое качество врача // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8. С. 63–65.

27. Роберт И. В. Стратегические направления развития информатизации отечественного образования в условиях цифровой трансформации // Человеческий капитал. 2021. № S5–3. С. 16–40.

28. Сериков В. В. Доказательность результатов педагогического исследования как методологическая проблема // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 6. С. 13–18.

29. Сериков В. В. О мышлении педагога-исследователя и условиях его развития // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 2. 55–61.

30. Сериков В. В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии. Москва: РосНОУ, 2018. 291 с.

31. Тимиркаева А. В. Технология проблемного обучения // StudNet. 2021. Т. 4, № 1. С. 23.

32. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения: 14.08.2022).

33. Федонников А. С., Андриянова Е. А. Риски доверия к институту медицины в условиях цифрового здравоохранения: теоретический анализ и практика управления // Саратовский научно-медицинский журнал. 2020. Т. 16, № 1. С. 94–98.

34. Bashkireva T. V., Bashkireva A. V., Morozov A. V., Kuraev A. N., Nebrodovskaya-Mazur E. Yu. Problems of professional self-development among undergraduates in the digital space, identified during the COVID-19 pandemic // SHS web of conferences. 2021. Vol. 93. Art. 01018. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219301018.

35. Bashkireva T., Bashkireva A., Morozov A., Tsvetkov S., Popov A. Problems of the formation of digital competence in the modern educational space // Journal of Physics. Conference Series. 2020. Vol. 1691. Art. 012130. DOI: 10.1088/1742–6596/1691/1/012130.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Евдокимова А.И., Василянская Е.Э. Проблемное обучение в дистанционном формате как метод формирования клинического мышления обучающихся ординатуры медицинского вуза. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):793-803. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-20

For citation: Evdokimova A.I., Vasilyanskaya E.E. Problem-based distance learning as a method of forming Clinical Thinking of Medical university Residency students. Professional education in the modern world. 2022;12(4):793-803. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-20

Просмотров: 299

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)