Актуальные проблемы психологического сопровождения образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-19

Полный текст:




Аннотация

Введение. Помощь обучающимся и иным субъектам образования в получении доступа к поддержке в области психического здоровья важна на разных его ступенях, начиная с этапа подготовки к поступлению в вуз и заканчивая программами докторантуры, повышения квалификации и переподготовки. Своевременное (превентивное или, возможно, более ранее) и уместное (адресное) вмешательство, оформленное как распределенное в пространстве и времени жизни клиента сопровождение/фасилитация или экстренное, четко направленное и технологически выверенное вмешательство («воздействие») связаны обычно с лучшими результатами деятельности службы, повышением индивидуального и организационного здоровья участников образовательного процесса.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ актуальных проблем психологического сопровождения образовательного процесса на разных ступенях высшего образования в контексте системного, целенаправленного и своевременного оказания человеку психологической поддержки в решении стоящих перед ним задач совладания с кризисами личностного, межличностного и учебно-профессионального развития.
Методика и методология исследования. Метод исследования – теоретический анализ актуальных проблем психологического сопровождения образовательного процесса в вузовском образовании. Методологической основой исследования является интегративный подход к анализу проблем психологического сопровождения образовательного процесса в вузовском образовании.
Результаты. Особенности деятельности вузовских академических служб психологического сопровождения связаны с помощью молодым и взрослым людям, обучающимся и обучающим, а также иным сотрудникам университетов/институтов и членам их семей. Основная форма активности, вокруг которой и по поводу которой выстраивается система основных и дополнительных целей и трендов деятельности данных служб – образовательная, учебная и обучающая. Однако в вузе это уже не просто образовательная, а образовательно-профессиональная деятельность: центральной задачей образования является (пере) подготовка специалиста, в том числе в области развития его психологической культуры, с которой он выйдет в реальный трудовой процесс, к будущим сотрудникам, подчиненным и руководителям, клиентам и заказчикам и т. д., с которой он будет жить, строя семейные и дружеские отношения, отношения соседства и хобби. Ведущими проблемами академических служб остаются: а) духовно-идеологические и теоретико-методологические аспекты психологического сопровождения учебного процесса и развития студентов и преподавателей как личностей, партнеров и членов социума, как учеников и профессионалов; б) стратегии построения и развития помогающих отношений со сложными клиентами, с клиентами, находящимися в крайне сложных личностных микросоциальных и макросоциальных ситуациях; в) (пере) подготовка и повышение квалификации наряду с расширением методического арсенала и полномочий академических психологов и иных специалистов службы сопровождения, координация и совершенствование работы междисциплинарных команд сопровождения; г) психологическая экспертиза и сопровождение образовательных инноваций, использование образовательной ситуации для разрешения задач личностного, межличностного, учебного и профессионального становления и совершенствования основных участников образования и его стейкхолдеров.
Выводы. Психологическое сопровождение образовательного процесса в высшем образовании выступает как область профессиональной, межпрофессиональной и квазипрофессиональной активности, представленная в многочисленных формах и направлениях осуществления помощи человека человеку. Богатство стоящих перед человеком задач, трудностей и кризисов личностного, межличностного и учебно-профессионального становления и развития, с которыми сталкивается индивид в образовательной среде, может охватить и в состоянии помочь разрешить системно организованная работа академической службы психологического сопровождения образования. Такая служба включает помощь разным группам клиентов, находящихся в трудных, конфликтных и кризисных ситуациях разной интенсивности и объема: помощь в поиске ресурсов совладания с проблемами личностного, межличностного и учебно-профессионального развития.


Об авторах

А. И. Тащёва
Южный федеральный университет
Россия

Тащёва Анна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии личности и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики

344 056, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116, корп. 4



Г. В. Валеева
Высшая школа физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
Россия

Валеева Галина Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

454 080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69



С. В. Гриднева
Южный федеральный университет
Россия

Гриднева Светлана Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры обшей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики

344 056, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116, корп. 4



М. Р. Арпентьева
Центр психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»
Россия

Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), Заслуженный работник науки и образования Российской академии естествознания, психолог-исследователь

248 000, г. Калуга, ул. Достоевского, 44



Список литературы

1. Cepeda-Benito A., Short P. Self-concealment, avoidance of psychological services, and perceived likelihood of seeking professional help // Journal of Counselling Psychology. 1998. Vol. 45. P. 58–64. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-0167.45.1.58/.

2. Валеева Г. В., Тюмасева З. И. Практические аспекты психологии здоровья. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2020. 265 с.

3. Академическое психологическое консультирование: психологическое сопровождение образования / под ред. М. Р. Арпентьевой. Торонто: Альтаспера пабл., 2019. 230 c.

4. Андронникова О. О. Психологическая служба в системе высшего образования: проблемы и актуальные задачи // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 1. С. 84–94.

5. Забродин Ю. М., Метелькова Е. И., Рубцов В. В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8, № 3. C. 1–15. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080301.

6. Олифирович Н. И., Коптева С. И., Уласевич Т. В. Психологическая служба образования: консультативная работа психолога в вузе: учеб.-метод. пособие. Минск: БГПУ, 2010. 132 с.

7. Олифирович Н. И., Коптева С. И., Шапель А. Ю. Психологическая служба образования: справ. педагога-психолога соц.-психол. центра вуза. Минск: БГПУ, 2008. 72 с.

8. Психологическая служба учреждений высшего образования: интеграция учащейся молодёжи Республики Крым в социокультурное пространство РФ: [коллективная моногр.] / под ред. С. В. Кучеренко. Ялта: Гуманитар.-пед. акад. (фил.), Крымский федер. ун-т им. В. И. Вернадского, 2019. 200 с.

9. Пустовалова Н. И., Трошина Л. А. Кабинет психологического консультирования как форма сопровождения студента в процессе обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия Педагогика, психология. 2013. № 1. С. 261–264.

10. Крусян И. Э. Создание поддерживающей образовательной среды вуза средствами психологического консультирования // Тенденции и противоречия социально-экономического развития России. Ставрополь: Агрус, 2007. С. 270–272.

11. Петровская Л. А. Общение – компетентность – тренинг. Москва: Смысл, 2007. 687 с.

12. Савин С. А. Организация поддерживающей образовательной среды вуза средствами психологического консультирования // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. № 2. С. 345–348.

13. Тащёва А. И. Энциклопедия психологической помощи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 544 с.

14. Тащёва А. И., Воронцов Д. В., Гриднева С. В. Консультативная психология: базовые методические проблемы. Ростов-на-Дону: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2016. 342 с.

15. Тащёва А. И., Гриднева С. В., Киценко Н. В. Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу в вузе // Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ и их семей. Торонто, 2019. С. 220–229.

16. Darling-Hammond L., Flook L., Cook-Harvey C. M., Barron B., Osher D. Implications for educational practice of the science of learning and development // Applied Developmental Science. 2020. Vol. 24, no. 2. P. 97–140. DOI: https://doi.org/10.1080/10888691.2018.1537791.

17. Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 2. С. 29–41. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230204.

18. Арпентьева М. Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. Санкт-Петербург: Лань, 2021. 252 с.

19. Ефремова О. И., Кобышева Л. И. Подготовка будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. 94 с.

20. Кондратьев В. В., Вишнякова И. В., Файзуллин Р. Р., Лернер И. М., Кадушкин В. В. Подготовка преподавателей к обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья // Казанский педагогический журнал. 2021. № 1. С. 50–58.

21. Одинцова М. А., Александрова Л. А., Кузьмина Е. И., Лазарева В. М. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде вуза // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. С. 114–127. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110310.

22. Современная консультативная психология – 2021: психологическое консультирование и психотерапия глазами молодых ученых: [коллективная моногр.]: в 2 т. / под ред. М. Р. Арпентьевой. Торонто: Альтаспера, 2020. Т. 1: Психологическая помощь в решении межличностных проблем. 634 с.; Т. 2: Психологическая помощь в решении личностных проблем. 600 с.

23. Голубева Г. Ф. Проблемы подготовки психологов-консультантов для психологической службы в образовании // Вестник Брянского государственного университета. 2009. № 1. С. 117–121.

24. Гриднева С. В., Тащёва А. И., Арпентьева М. Р. Основные направления психолого-педагогического сопровождения учащихся и обучающихся с ОВЗ и их семей в контексте академического консультирования // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 1. С. 226–235.

25. Kausar R. Perceived stress, academic workloads, and use of coping strategies by university student // Journal of Behavioral Science. 2010. Vol. 20, no. 1. P. 31–34.

26. Byrd De A. R., McKinney K. J. Individual, interpersonal, and institutional level factors associated with the mental health of college students // Journal of American College Health. 2012. Vol. 60, no. 3. P. 185–193. DOI: https://doi.org/10.1080/07448481.2011.584334.

27. Wyatt T., Oswalt S. B. Comparing mental health issues among undergraduate and postgraduate students // Journal of Health Education. 2013. Vol. 44, no. 2. P. 96–107. DOI: https://doi.org/10.1080/19325037.2013.764248.

28. Бабина А. А., Тимшанова Д. Х., Толстова Н. В. Психологическое консультирование в вузе: трудности и возможности // Новая наука: cовременное состояние и пути развития. 2016. № 9. С. 81–84.

29. Зинатуллина Р. Р. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вестник ВЭГУ. 2008. № 1. С. 88–93.

30. Набатникова Л. П. Психологическое консультирование в системе службы психологической помощи в вузе // Системная психология и социология. 2011. № 4. С. 16–23.

31. Обухова Ю. В., Зинченко Е. В., Белова Е. В., Афанасенко И. В. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности. Ростов-на-Дону: Юж. федер. ун-т, 2016. 305 с.

32. Олифирович Н. И. Психологическая служба вуза: особенности консультативной деятельности // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серия 3, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. 2010. № 2. С. 132–140.

33. Пахальян В. Э. Каким должен быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии. 2002. № 6. С.103–112.

34. Тетенькин Б. С. Консультирование как важнейшая функция психологической службы вуза // Вятский медицинский вестник. 2012. № 2. С. 66–69.

35. Хабибулин Р. Г., Хабибулина Н. В. Сущность и содержание психологического консультирования курсантов в военном вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2014. Т. 8, № 2. С. 89–94.

36. Taggart N., Pillay J. The educational and psychological support of educators to include learners from child headed homes in urban classrooms // South African Journal of Childhood Education. 2011. Vol. 1, no. 2. P. 228–249.

37. Bronfenbrenner U. Ecological models of human development // International encyclopedia of education. Oxford, 1994. Vol. 3. P. 1643–1647.

38. Abouserie R. Sources and levels of stress in relation to locus of control and self esteem in university students // Educational Psychology. 1994. Vol. 14, no. 3. P. 323–330. DOI: https://doi.org/10.1080/0144341940140306.

39. Julal F. S. Use of student support services among university students: associations with problem-focused coping, experience of personal difficulty and psychological distress // British Journal of Guidance & Counselling. 2013. Vol. 41, no. 4. P. 414–425.

40. Friedlander L., Reid G., Shupak N., Cribbie R. Social support, self-esteem, and stress as predictors of adjustment to university among first-year undergraduates // Journal of College Student Development. 2007. Vol. 48, no. 3. P. 259–274. DOI: https://doi.org/10.1353/csd.2007.0024.

41. Murphy M. C., Archer J Jr. Stressors on the college campus: a comparison of 1985 and 1993 // Journal of College Student Development. 1996. Vol. 37, no. 1. P. 20–28.

42. Pargament K. I., Smith B. W., Koenig H. G., Perez L. Patterns of positive and negative religious coping with major life stressor // Journal for the Scientific Study of Religion. 1998. Vol. 37, No. 4. P. 710–724.

43. Мантикова А. В., Григорьева М. В. Психологический клуб в вузе как предиктор вхождения в профессию студентов-психологов // Психология образования: науч. альм. Москва, 2016. С. 156–165.

44. Deichert N. T., Fekete E. M., Craven M. Gratitude enhances the beneficial effects of social support on psychological well-being // The Journal of Positive Psychology. 2021. Vol. 16, no. 2. P. 168–177. DOI: https://doi.org/10.1080/17439760.2019.1689425.

45. Gordon A. M., Impett E. A., Kogan A., Oveis C., Keltner D. To have and to hold: Gratitude promotes relationship maintenance in intimate bonds // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103, no. 2. P. 257–274.

46. Regehra C., Glancyb D., Pittsc A. Interventions to reduce stress in university students: a review and meta-analysis // Journal of Affective Disorders. 2013. Vol. 148, no. 1. P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jad.2012.11.026.

47. Cho S. Effects of social support and grateful disposition on employees» psychological well-being, // The Service Industries Journal, 2018. Vol. 39, no. 11–12. P. 799–819. DOI: https://doi.org/10.1080/02642069.2018.1444755.

48. Fehr R., Fulmer A., Awtrey E., Miller J. A. The grateful workplace: a multilevel model of gratitude in organizations // Academy of Management Review. 2017. Vol. 42, no. 2. P. 361–381.

49. Mathews M. A., Green J. D. Looking at me, appreciating you: self-focused attention distinguishes between gratitude and indebtedness // Cognition and Emotion. 2010. Vol. 24, no. 4. P. 710–718.

50. Peng C., Nelissen R. M. A., Zeelenberg M. Reconsidering the roles of gratitude and indebtedness in social exchange // Cognition and Emotion. 2018. Vol. 32, no 4. P. 760–772.

51. McCullough M. E., Emmons R., Tsang J. A. The grateful disposition: a conceptual and empirical topography // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 82, no. 1. P. 112–127.

52. Murray A. J., Hazelwood Z. J. Being grateful: Does it bring us closer? Gratitude, attachment and intimacy in romantic relationships // Journal of Relationships Research, 2011. Vol. 12, no. 1. P. 17–25.

53. Naito T., Sakata Y. Gratitude, indebtedness, and regret on receiving a friend»s favor in Japan. Psychologia. 2010. Vol. 53, no. 3. P. 179–194.

54. Prati G., Pietrantoni L. Optimism, social support, and coping strategies as factors contributing to posttraumatic growth: a meta-analysis // Journal of Loss and Trauma. 2009. Vol. 14, no 5. P. 364–388.

55. Uchino B. N., Bowen K., Kent de Grey R., Mikel J., Fisher E. B. Social support and physical health: models, mechanisms, and opportunities // Principles and concepts of behavioral medicine: a global handbook. New York: Springer, 2018. P. 341–372. DOI: https://doi.org/10.1007/978-0-387-93826-4_12.

56. Kong F. K., Ding K., Zhao J. The relationships among gratitude, self-esteem, social support and life satisfaction among undergraduate students // Journal of Happiness Studies. 2015. Vol. 16. P. 477–489.

57. Лобза О. В., Короткова В. О. Психологическое сопровождение образовательного процесса вуза. Москва: МГИМО (ун-т), 2020. 322 с.

58. Stallman H. M., Ohan Je. L., Chiera B. The role of social support, being present, and self-kindness in university student psychological distress // Australian psychologist. 2018. Vol. 53, no. 1. P. 52–59. DOI: https://doi.org/10.1111/ap.12271.

59. Manavipour D., Saeedian Y. The role of self-compassion and control belief about learning in university students' self-efficacy // Journal of Contextual Behavioral Science. 2016. Vol. 5, no. 2. P. 121–126. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2016.02.003.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тащёва А.И., Валеева Г.В., Гриднева С.В., Арпентьева М.Р. Актуальные проблемы психологического сопровождения образования. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):779-792. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-19

For citation: Tashcheva A.I., Valeeva G.V., Gridneva S.V., Arpentieva M.R. Current issues of psychological support of education. Professional education in the modern world. 2022;12(4):779-792. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-19

Просмотров: 629

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)