Методологические принципы двухуровневой классификации категорий социального воспитания
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-18
Аннотация
Введение. Педагогика социального воспитания является новой отраслью педагогики, поэтому ее категориально-терминологический аппарат характеризуется несформированностью и неразработанностью. Наличие категориально-терминологического аппарата обеспечивает фундаментальность и основательность науки, что требует его разработки. Корректный и научно-обоснованный категориально-терминологический аппарат социального воспитания будет способствовать дальнейшему конкретизированному и объективизированному поиску научного знания о социальном воспитании.
Постановка задачи. Теоретический анализ публикаций указывает на то, что системные исследования по терминологическому наполнению педагогики являются единичными и в большей степени связаны с историческими аспектами развития педагогики при анализе отдельных категорий/понятий, а не с современным ее состоянием. Выявлено, что исследования педагогических категорий и понятий активно ведутся в новых отраслях педагогической науки. Системные исследования категориально-терминологического аппарата социального воспитания не осуществляются ни в России, ни за ее пределами. Цели статьи – поиск и анализ классификации категорий социального воспитания.
Методика и методология исследования. В исследовании применялись теоретические методы: анализ, синтез, систематизация, сопоставление и метод классификации.
Результаты. Разработана двухуровневая классификация научных категорий социального воспитания, которая включает категории первого и второго порядка.
Выводы. Категории первого порядка созданы посредством механизмов образования категорий. Классификация включает ключевую, синтезированные, интегрированные и дополнительные категории. Категории второго порядка образованы по критерию базового назначения категорий. Классификация категорий второго порядка включает базовую категорию, системные и процессные категории.
Об авторе
З. А. АксютинаРоссия
Аксютина Зульфия Абдулловна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы
644 099, г. Омск, ул. Партизанская, д. 4А
Список литературы
1. Субботин А. Л., Абушенко В. Л., Бочаров В. А., Эдельман В. А. Классификация. URL: https://gtmarket.ru/concepts/6879 (дата обращения: 01.12.2022).
2. Горский Д. П., Ивин А. Д., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике / под ред. Д. П. Горского. Москва: Просвещение, 1991. 208 с.
3. Атлантова Л. И. Становление и развитие основных понятий советской педагогики (1917–1931): автореф. дис…. канд. пед. наук. Киев, 1979. 19 с.
4. Карапетян И. К. Тенденции развития категориально-понятийного аппарата педагогической науки в России (1850–1930): автореф. дис…. д-ра пед. наук. Москва, 2000. 32 с.
5. Кичева И. В. Формирование понятийно-терминологической системы педагогики в 90-е годы XX века: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Пятигорск, 2004. 39 с.
6. Кошкина Е. А. Развитие терминологии отечественной дидактики: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2016. 44 с.
7. Кречко Д. А. Категория «обучение» в отечественной педагогике 50-х – 80-х годов XX век: автореф. дис…. канд. пед. наук. Хабаровск, 2009. 23 с.
8. Сериков В. В. Категория системности в дидактике: к развитию идей Л. Я. Зориной // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 5. С. 16–24.
9. Шаповалова В. С. Становление понятийного аппарата теории внутришкольного управления в России: автореф. дис…. канд. пед. наук. Таганрог, 2000. 21 с.
10. Галагузова М. А., Штинова Г. Н. Эволюция понятийного аппарата педагогики и образования. Москва: ИНФРА-М, 2019. 137 с.
11. Систематизация педагогического знания: методология исследования терминологии: [колективная моногр.] / под общ. ред. О. Б. Даутовой. Санкт-Петербург: Буквально, 2018. 215 с.
12. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост.: И. В. Роберт, Т. А. Лавина. Москва: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013. 69 с.
13. Педагогический словарь / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. Москва: Академия, 2008. 343 с.
14. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: ИКАР, 2009. 448 с.
15. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Соврем. слово, 2001. 925 с.
16. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: Изд-во УГТУ−УПИ, 2006. 135 с.
17. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая шк., 2004. 512 с.
18. Полонский В. М. Зачем нужен словарь? // Наука и школа. 2019. № 1. С. 214–226.
19. Бельков С. А., Гольдштейн С. Л., Ткаченко Т. Я. Гипертекстовый тезаурус системных знаний // Научно-техническая информация. Серия 2, Информационные процессы и системы. 1996. № 3. С. 1–10.
20. Абызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник ВятГУ. 2010. № 3. С. 12–16.
21. Гартлив А. В. К вопросу о понятии «воспитывающего обучения» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 4. С. 387–392.
22. Краевский В. В. Язык педагогики в контексте современного научного знания // Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы Всерос. методол. конф.-семинара. Волгоград [etc.], 2008. С. 38–47.
23. Орлов А. А. Специфика современного педагогического знания // Педагогика. 2013. № 8. С. 3–14.
24. Вейдт В. П. Проблемы современной педагогической терминологии // Калининградский вестник образования. 2020. № 4. С. 4–14.
25. Савотина Н. А. Воспитательные технологии в современном образовании: проблемы развития понятийного аппарата и подходов к его унификации // СОТИС – социальные технологии, исследования. 2015. № 4. С. 93–98.
26. Pädagogik / Hrsg. H. Hobmair. Köln: Bildungsverlag Eins GmbH, 2016. 504 S.
27. Sobe N. W., Kovalczyk J. A. Exploding the cube: revisiting «context» in the field of comparative education in comparative and international education: the making of a field and a vision for the future // Current Issues in Comparative Education. 2013. Vol. 16, no. 1. P. 80–98.
28. Larsen M. A. New thinking in comparative education: editorial introduction. New thinking in comparative education: honoring the work of Robert Cowen. Rotterdam: Sense Publishers, 2010. P. 1–14. DOI: 10.1163/9 789 460 913 051.
29. Creswell J. W. Research design: qualitative, quantitative and mixed methods approaches. 2nd ed. Thousand Oaks: Sage, 2003. 342 p.
30. Comparative education research: approaches and methods / eds.: M. Bray [et. al.]. Hong-Kong: Univ. of Hong- Kong, 2007. XVI, 444 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4020-6189-9.
31. Blum L. Multicultural education as values education // Harvard Projects on Schooling and Students. 2010. No. 4. P. 1–34.
32. Gordon M. Assimilation in American life: the role of race, religion, and national origins. New York: Oxford University Press, 1964. 287 р.
33. The Routledge handbook of critical pedagogies for social work / eds.: Ch. Morley [et. al.]. London: Routledge, 2020. 584 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781351002042.
34. Smith W. L., Crowley R. M., Demoiny S. B., Cushing-Leubner J. Threshold concept pedagogy for antiracist social studies teaching // Multicultural Perspectives. 2021. Vol. 23, no. 2. P. 87–94. DOI: https://doi.org/10.1080/15210960.2021.1914047.
35. Daniela L. Concept of smart pedagogy for learning in a digital world // Epistemological approaches to digital learning in educational contexts. London, 2020. P. 1–16. DOI: 10.4324/9 780 429 319 501–1.
36. Hidalgo À. J., Úcar X. Social pedagogy in the world today: an analysis of the academic, training and professional perspectives // The British Journal of Social Work. 2020. Vol. 50, iss. 3. P. 701–721. DOI: 10.1093/bjsw/bcz025.
37. Winman Th. The cultural brokering power of social pedagogy in education for Roma students // Nordic Social Work Research. 2019. Vol. 9, no. 1. P. 5–17. DOI: https://doi.org/10.1080/2156857X.2018.1463284.
38. Сергеев Н. К., Сериков В. В. Диссертация по педагогике: проблема науки и нравственности // Педагогика. 2014. № 4. С. 80–81.
39. Закирова А. Ф. Понятийная база современной педагогики // Педагогика. 2001. № 7. С. 7–12.
40. Закирова А. Ф., Жеглова О. А. Методы формирования педагогических понятий в профессиональной подготовке учителя // Специфика педагогического образования в регионах России. 2015. № 1. С. 40–41.
41. Полонский В. М. Динамика развития и соотношение основных понятий педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная моногр. Екатеринбург, 2019. С. 94–103.
42. Худяков В. Н., Костенок П. И. К проблеме терминологической работы над понятиями // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19. С. 125–128.
43. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. Москва: Прогресс, 1990. 414 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Аксютина З.А. Методологические принципы двухуровневой классификации категорий социального воспитания. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):769-778. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-18
For citation: Aksyutina Z.A. Methodological principles of a two-level classification of categories of social upbringing. Professional education in the modern world. 2022;12(4):769-778. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-18
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.