Психолого-педагогические направления и трудности совершенствования современного образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-17
Аннотация
Введение. Многие исследователи и педагоги современности озабочены поиском направлений преодоления многочисленных трудностей современного образования. Однако многочисленные и разнообразные проблемы, стоящие перед образованием, далеки от своего разрешения.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ психолого-педагогических аспектов совершенствования современного образования, тех направлений и трудностей его развития, с которыми оно столкнулось в современном мире.
Методика и методология исследования. Метод исследования – теоретический анализ психолого-педагогических направлений и трудностей совершенствования современного образования.
Результаты. Дискурс современного «образования» существенно изменился, сопоставлять «образовательные» практики прошлого и настоящего достаточно сложно, поскольку у них разные цели и ценности. Образование прошлого было институтом культурной трансмиссии, обучения и воспитания человека. На волне идей «гуманизации и индивидуализации» образования в него активно внедрялись идеи совершенно противоположного плана: идеи прагматизации образования, цели «образования» в итоге трансформировали обучение и воспитание человека в подготовку компетентного потребителя и обслуживающего персонала, то есть теперь невозможно рассматривать эти два института как единое целое.
Выводы. Важны профилактика, коррекция и использование стрессов образования, включая стрессы инноваций: важно строить образовательные отношения в духе направленности на понимание как осознанность и взаимопонимание как диалог. Важно, чтобы школа и вуз развивали понимание человеком себя и мира и таким образом повышали психологическое благополучие и жизнеутверждающий потенциал человека. Для этого образовательные отношения должны быть обогащены моделями, позволяющими субъектам проявить активность и сотрудничать в решении актуальных для них проблем, реализуя модель интерсубъективного управления как в организации образования, так и в его процессе.
Об авторе
Р. Р. ГасановаРоссия
Гасанова Рената Рауфовна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры истории и философии образования, заместитель декана факультета педагогического образования
119 991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 52
Список литературы
1. Айснер Л. Ю., Наумов О. Д. Soft skills в системе современного высшего образования: теоретические аспекты и практические проблемы реализации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2021. № 29. С. 27–30.
2. Бухарова Е. А., Ершов П. А., Решетникова Е. В. Профессиональное выгорание педагогов сферы дополнительного профессионального образования как социальная проблема современного общества // Цивилизационные сдвиги в развитии современного города. Иркутск, 2021. С. 368–370.
3. Арпентьева М. Р. Разрушение университета: от «всесторонне развитой личности» к «роботоуcтойчивому специалисту» // International practical internet conference «Challenges of Science»., Almaty, 22 November 2018. Almaty, 2018. Р. 1–12. DOI: https://doi.org/10.31643/2018.002.
4. Арпентьева М. Р., Меньшиков П. В. Дидактическая коммуникация: умение учиться и умение учить. Калуга: КГУ, 2017. 354 с.
5. Салихова А. А., Донина О. И. Современные проблемы дополнительного профессионального образования педагогов вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021. № 2. С. 89–95.
6. Минигалиева М. Р. Психотерапевтическая модель педагогического общения Л. А. Петровской. Saarbrucken: Lambert Acad. Publ., 2012. 632 с.
7. Родштейн М. Н. Человек в образовательной среде: социогуманитарные особенности универсальных целей современного образования в вузе как открытая проблема // Развитие человека в современном мире. 2021. № 1. С. 96–103.
8. Davies L. The edge of chaos: explorations in education and conflict // Third International handbook of globalisation, education and policy research. Cham, 2021. Р. 339–351. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-66003-1_19.
9. Azevedo J. P., Gutierrez M., de Hoyos R., Saavedra J. The unequal impacts of COVID-19 on student learning // Primary and secondary education during Covid-19. Cham, 2022. P. 421–459. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-81500-4_16.
10. Munro A. P., Faust S. N. Children are not COVID-19 super spreaders: time to go back to school // Archives of Disease in Childhood. 2020. Vol. 105, no. 7. Р. 618–619.
11. Epp J. R., Watkinson A. Systemic violence: how schools hurt children. London: Falmer, 1996. 320 р.
12. Borgonovi F., Pál J. A framework for the analysis of student well-being in the PISA 2015 study: education working paper. No. 140. Paris: OECD, 2016. 66 p. DOI: https://doi.org/10.1787/5jlpszwghvvb-en.
13. Kaur M., Singh B. Teachers» well-being: an overlooked aspect of teacher development // Образование и саморазвитие. 2019. Т. 14, № 3. С. 25–33. DOI: https://doi.org/10.26907/esd14.3.03.
14. McCallum F., Price D. Well teachers, well students // The Journal of Student Wellbeing, 2010. Vol. 4, no. 1. P. 19–25. DOI: https://doi.org/10.21913/jsw.v4i1.599.
15. Гасанова Р. Р., Валеева Г. В., Кузнецова Н. В., Арпентьева М. Р. Социально-психологические проблемы развития дополнительного образования как проблемы развития его субъектов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2021. Т. 36. С. 3–15.
16. Современные направления развития вузовского образования: [коллективная моногр.] / отв. ред.: А. Ю. Нагорнова, Т. Б. Михеева. Ульяновск: Зебра, 2019. 320 с.
17. Turner K., Thielking M. Teacher wellbeing: its effects on teaching practice and student learning // Issues in Educational Research. 2019. Vol. 29, no. 3. Р. 938–960. URL: http://www.iier.org.au/iier29/turner2.pdf (accessed 21.11.2021).
18. Гасанова Р. Р., Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Направления и программы дополнительного образования педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 3. С. 39–49.
19. Гасанова Р. Р., Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Перспективы современного дополнительного образования педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 3. С. 30–38.
20. Арпентьева М. Р. Эвергетика и онтологии управления // Онтология проектирования. 2016. Т. 6, № 1. С. 106–124.
21. Арпентьева М. Р., Горелова И. В. Эвергетика и проблемы интерсубъективного управления: человеческий и социальный капитал. Торонто: Альтаспера, 2018. 290 с.
22. Arpentieva M., Duvalina O., Gorelova I. Intersubjective management in aerospace engineering // MATEC Web of Conferences. 2017. Vol. 102, art. 01 002.
23. Kassymova G. K., Tyumaseva Z. I., Valeeva G. V., Lavrinenko S. V., Arpentieva M. R., Kenzhaliev B. K., Kosherbaeva A. N., Duvalina O. N., Kosov A. V., Dossaeva S. K. An integrative model of overcoming the stress of a student and a teacher: correcting relationships in educational, professional and personal interaction // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. No. 3. С. 169–179.
24. Арпентьева М. Р. Ожидания и игры: диалогическое и монологическое общение // Социальные явления. 2015. № 1. С. 32–40.
25. Арпентьева М. Р. Прокрастинация: комплекс Ионы // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Саратов, 2015. С. 5–25.
26. Kassymova G. K., Valeeva G. V., Stepanova O. P., Goroshchenova O. A., Gasanova R. R., Kulakova A. A., Menshikov P. V., Arpentieva M. R., Dossaeva S K., Garbuzova G. V. Stress of innovation and innovation in education // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. No. 6. P. 288–300.
27. Арпентьева М. Р. Понимание себя и мира в раннем детстве и жизнеутверждающий потенциал личности // Психолог в детском саду. 2014. № 2. С. 3–30.
28. Allies S. Supporting teacher wellbeing: a practical guide for primary teachers and school leaders. New York: Routledge, 2020. 200 p.
29. Bethune A., Kell E. A little guide for teachers: teacher wellbeing and self-care. London: Corwin UK, 2020. 120 p.
30. Hawkins K. Mindful teacher, mindful school: improving wellbeing in teaching and learning. London: SAGE Publ., 2017. 208 p.
31. McСallum F., Price D., Graham A., Morrison A. Teacher wellbeing: a review of the literature: AIS report. AIS NSW, 2017. 53 р. URL: https://apo.org.au/sites/default/files/resource-files/2017-10/apo-nid201816.pdf (accessed 01.11.2022).
32. Арпентьева М. Р., Гасанова Р. Р., Худякова Т. Л., Степанова О. П., Токарь О. В., Дувалина О. Н. Инклюзия и эксклюзия как показатели культуры социальных отношений: глобальное образование в развитии человека // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3. С. 154–165.
33. Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Новые образовательные практики в контексте коммуникативного подхода // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 3. С. 1179–1185.
34. Минигалиева М. Р. Модусы дидактической коммуникации и понимание // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 1. С. 28–32.
35. Минигалиева М. Р., Ничипоренко Н. П. Зрелые межличностные отношения: условия развития // Семейная психология и семейная терапия. 2002. № 1. С. 86.
36. Чикалов Н. А., Гасанова Р. Р., Арпентьева М. Р. Тестирование профессиональных интересов: выбор направлений общего и дополнительного образования. Toronto: Altaspera Publ., 2021. 362 с.
37. Арпентьева М. Р., Тащева А. И., Гриднева С. В. Дидактогении и стрессы инноваций в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 4130–4145.
38. Morris E. M. j., Bilich‐eric L. A framework to support experiential learning and psychological flexibility in supervision: SHAPE // Australian Psychologist. 2017. Vol. 52, no. 2. P. 104–113. DOI: 10.1111/ap.12 267.
39. Flaxman P. E., Bond F. W., Livheim F. The mindful and effective employee: an acceptance and commitment therapy training manual for improving well‐being and performance. Oakland: New Harbinger Publ., 2013. 340 p.
40. Flecha R. Successful educational actions in/outside the classroom // Successful educational actions for inclusion and social cohesion in Europe. Cham, 2015. P. 31–45. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-11176-6_4.
41. Арпентьева М. Р. Современная метакогнитивная психология: проблемы исследования метакогниций // Язык и культура: сб. ст. XXIX Междунар. науч. конф., Томск, 16–18 окт. 2018 г. Томск, 2019. С. 276–283.
42. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 2010. №. 1. С. 36–45.
43. Серафимович И. В., Базанова Г. Ю. Интеллект и метакогниции на этапе выбора профессии и начальных этапах профессионализации // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. Т. 5, № 3. С. 56–60.
44. Yamada A. Globalisation in higher education: bridging global and local education // Third International handbook of globalisation, education and policy research. Cham, 2021. P. 269–284. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3030-66003-1_15.
45. Jacob W. J. Globalisation and higher education policy reform // Third International handbook of globalisation, education and policy research. Cham, 2021. P. 193–208. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-66003-1_11.
46. Rust V., Jacob J. Globalisation and its educational policy shifts // The International handbook of globalisation and education policy research. Dordrecht, 2005. P. 235–252.
47. Yung K., Bray M. Globalisation and the expansion of shadow education: changing shapes and forces of private supplementary tutoring // Third International handbook of globalisation, education and policy research. Cham, 2021. P. 679–697.
48. Zajda J. Globalisation, ideology and education reforms // Third International handbook of globalisation, education and policy research. Cham, 2021. P. 151–169. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-66003-1_9.
49. Cheng Y. C. The futures of education in globalization: multiple drivers // Third International handbook of globalisation, education and policy research. Cham, 2021. Р. 15–37. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-03066003-1_2.
50. Choudaha R., Rest van E. Envisioning pathways to 2030: megatrends shaping the future of global higher education and international student mobility. Studyportals, 2018, January. 73 p. URL: https://www.studyportals.com/wpcontent/uploads/2018/01/Report-Envisioning-Pathways-to-2030-Studyportals-2018.pdf (accessed 12.11.2022).
51. Sabour M. The impact of globalisation on the mission of the university // The International handbook of globalisation and education policy research. Dordrecht, 2005. P. 189–205.
52. Kaufman K. J. 21 ways to 21st century skills: why students need them and ideas for practical implementation // Kappa Delta Pi Record. 2013. Vol. 49, no. 2. P. 78–83.
53. Kiprop J. M., Verma N. Teacher education and globalization: implications and concerns in the 21st century // Educational Quest: an International Journal of Education and Applied Social Sciences. 2013. Vol. 4, no. 1. P. 13–18.
54. McKibbin W. J., Fernando R. The global macroeconomic impacts of COVID-19: seven scenarios // CAMA Working Paper. 2020. No. 19. DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.3547729.
55. Globalisation, ideology and neo-liberal higher education reform / ed. J. Zajda. Dordrecht: Springer, 2020. XXII, 169 р. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-024-1751-7.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Гасанова Р.Р. Психолого-педагогические направления и трудности совершенствования современного образования. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):758-768. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-17
For citation: Gasanova R.R. Psychological and pedagogical directions and difficulties of improving modern education. Professional education in the modern world. 2022;12(4):758-768. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-17
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.