Потенциал дистанционного обучения системы дополнительного профессионального образования педагога


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-15

Полный текст:




Аннотация

Введение. В современной социокультурной и валеологической ситуации актуальной становится проблема повышения профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования средствами дистанционного обучения. Цели исследования − разработать теорию дистанционного обучения и обосновать потенциал контекстной ситуации в системе дополнительного профессионального образования педагога.
Постановка задачи. Задачи исследования: обосновать методологическую основу теории дистанционного обучения средствами контекстной ситуации; уточнить понятие «дистанционное обучение средствами контекстной ситуации»; организовать экспериментальную работу по реализации модели дистанционного обучения средствами контекстной ситуации в дополнительном профессиональном образовании педагога.
Методика и методология исследования: а) теоретические: анализ и систематизация профильных исследований по проблеме; б) эмпирические: количественный и качественный анализ данных проведенного экспресс-тестирования и интервью слушателей Института непрерывного образования Курского государственного университета, Институтов развития образования Курской и Орловской областей; в) диагностические: эксперимент, метод экспертной оценки, методы статистической обработки данных.
Результаты. Разработка теории дистанционного обучения средствами контекстной ситуации в системе дополнительного профессионального образования педагога ориентирована на соблюдение баланса между развитием индивидуальных образовательных маршрутов слушателей, что положительно скажется на персонификации образования педагога в поствузовском совершенствовании, и дальнейшей успешной профессиональной самореализацией и ростом профессионально-педагогической компетентности при синергетическом эффекте компетентностного и контекстного методологических подходов.
Выводы. Опираясь на полученные результаты, мы обобщаем потенциал дистанционного обучения средствами использования контекстной ситуации в системе дополнительного профессионального образования педагога. Результаты исследования могут применяться вузовскими преподавателями, аспирантами, магистрантами для выявления перспективных и эффективных педагогических технологий на разных уровнях профессионального образования педагогов.


Об авторе

М. И. Алдошина
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Россия

Алдошина Марина Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, директор центра взаимодействия с Российской академией образования

302 026, г. Орёл, ул. Комсомольская, д.95



Список литературы

1. Алдошина М. И. О культурной миссии университетов // Высшее образование сегодня. 2007. № 5. С. 35–38.

2. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. Москва: ИД ВШЭ, 2019. 342 с.

3. Илларионова Л. П. Духовно-нравственная культура будущего социального педагога: аксиологические основания // Социальная педагогика. 2013. № 5. С. 91–93.

4. Абрамова М. А. Цифровая трансформация в регионах России: оценки и реальность // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 3. С. 11–22. DOI: https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-02.

5. Литвинцева Г. П., Петров С. П. Теоретические основы взаимодействия цифровой трансформации и качества жизни населения // Журнал экономической теории. 2019. Т. 16, № 3. С. 414–427.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федера- ции» // Законы Российской Федерации: сайт. URL: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/ (дата обращения: 01.10.2022).

7. Колесникова И. А. Развитие историко-педагогического познания в условиях «текучей современности» // Проблемы и перспективы развития современного образования в контексте его историко-педагогической интерпретации: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. … (29–30 окт. 2020 г.). Санкт-Петербург; Волгоград, 2020. С.15–23.

8. Фетисов А. С. Формирование личностно-профессиональных качеств педагога в компетентностном аспекте // Среднее профессиональное образование. 2013. № 12. С. 5–7.

9. Гасанова Р. Р. Проблема персональных траекторий дополнительного образования педагогов // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 3. С. 88–101. DOI: https://doi.Org/10.20913/2224-1841-2021-3-09.

10. Андреева Ю. В. Педагогический потенциал ситуации успеха в профессиональной и творческой самореализации учителя // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 4. С. 119–129.

11. Кузьмичева А. А. Проблема профессионального обучения сотрудников предприятия (в социальном аспекте) // Миссия конфессий. 2020. Т. 9, № 1. C. 119–128.

12. Панченко А. А. Пешкова О. А. M-learning с функцией адаптивного обучения // Человек. Социум. Общество. 2020. № 2. C. 24–27.

13. Курило Ю. А., Федулова С. В. Применение инновационных технологий для формирования ИКТ-компетенции у студентов в педагогическом ВУЗе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 5–1. C. 24–38.

14. Толмачева Н. А. Применения инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения физике // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 55–8. C. 13–17.

15. Mkrtchian V. S., Belyanina L. A. The virtual reality, pers references on oriented techniques and interactive education technologies // European Journal of Natural History. 2016. № 3. P. 134–135.

16. Major C. H. Teaching online: a guide to theory, research, and practice. Baltimor: JHUP, 2015. 296 p.

17. Toprak E., Kumtepe E. G. Supporting multiculturalism in open and distance learning spaces (advances in educational technologies and instructional design). Hershey: Inform. Science Ref., 2017. 408 p.

18. Гурьев С. В. Проблема социальных способов воздействия на организацию рационального режима труда и отдыха студентов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 1. C. 69–82.

19. Банарцева А. В. Новые образовательные технологии в помощь преподавателю ВУЗа. E-learning // Мир педагогики и психологии. 2019. № 10. C. 16–21.

20. Москаленко Р. Н., Юсифова Ф. И., Худякова О. Ю., Пешикова М. В., Пешиков О. В., Колесникова А. А., Колесников О. Л. Оценка мнения студентов о дистанционном образовании: преимущества и недостатки нового формата обучения // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 1. С. 164–174. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-7.

21. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования: учеб. пособие. Москва: МПГУ, 2017. 267 с.

22. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. Москва: Логос, 2017. 336 с.

23. Фетисов А. С. Системообразующая доминанта формирования профессиональных качеств педагога в системе повышения квалификации. Воронеж: Науч. книга, 2019. 241 с.

24. Aldoshina M., Artamonova S. Additional professional education in a region as an indicator of its quality // Education and city: education and quality of living in the city: the third annu. intern. symp. Moscow. 2021. С. 3009.

25. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. 2011. № 5–2. С. 155–157.

26. March T. Are we there yet? A parable on the educational effectiveness of technology // Multimedia Schools Magazine. 2000. Vol. 7, № 3. P. 10–15. URL: http://www.infotoday.com/MMSchools/may00/march.html.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Алдошина М.И. Потенциал дистанционного обучения системы дополнительного профессионального образования педагога. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):741-749. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-15

For citation: Aldoshina M.I. Distance learning potential of the teacher's additional vocational education system. Professional education in the modern world. 2022;12(4):741-749. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-15

Просмотров: 187

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)