Специфика инклюзивной образовательной среды в организациях среднего профессионального образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-12
Аннотация
Введение. Реализация инклюзивного образования в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования определяет необходимость разработки модели инклюзивной образовательной среды в целях оценки ее состояния в образовательных организациях и выработки эффективных управленческих решений для ее проектирования и создания.
Постановка задачи. Статья предлагает к рассмотрению результаты исследования специфики создания инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях среднего профессионального образования и описание модели инклюзивной образовательной среды, разработанной сотрудниками Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета.
Методика и методология исследования базируется на системно-деятельностном подходе в обучении. Модель инклюзивной образовательной среды представляет собой матричную структуру, в которой основные компоненты образовательной среды характеризуются базовыми критериями инклюзивности. При этом системообразующим отношением выступает поддержка активного участия в создании инклюзивной образовательной среды всех ее субъектов, позволяющей учитывать разнообразие их образовательных потребностей. На основе модели разработаны анкеты как инструменты оценки инклюзивной образовательной среды самими участниками образовательного процесса: администрацией профессиональной образовательной организации, педагогами, студентами. В анкетировании приняли участие 8 профессиональных образовательных организаций из двух регионов Российской Федерации (Красноярский край, Псковская область), 8 представителей администрации, 232 педагога, 1 811 студентов, из которых 17,3 % имеют ограниченные возможности здоровья.
Результаты исследования показывают, что по многим показателям инклюзивной образовательной среды, отражающей ее специфику на уровне среднего профессионального образования, есть существенное расхождение между возможностями, созданными в профессиональных образовательных организациях, и использованием этих возможностей студентами.
Выводы. Таким образом, можно предположить, что специальные условия без получения запроса на них от студентов являются для них внешними и не активизируют их субъектную позицию, что выступает основным критерием инклюзивного образования.
Об авторах
Е. В. СамсоноваРоссия
Самсонова Елена Валентиновна – кандидат психологических наук, руководитель Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования
127 051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
Е. Н. Кутепова
Россия
Кутепова Елена Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования
127 051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
М. Н. Алексеева
Россия
Алексеева Марина Николаевна – специалист по учебно-методической работе, заведующая сектором мониторинга Института проблем инклюзивного образования
127 051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
Список литературы
1. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практ. пособие. Москва: Перспектива, 2007. 124 с.
2. Guo Y., Sawyer B. E., Justice L. M., Kaderavek J. N. Quality of the literacy environment in inclusive early childhood special education classrooms // Journal of Early Intervention. 2013. Vol. 35, № 1. P. 40–60. DOI:10.1177/1 053 81 5 113 500 343
3. Jose J. P., Shanuga C. Inclusive properties of school interactional milieu: Implications for Identity Construction and Social Exclusion // Contemporary Voice of Dalit. 2018. Vol. 10, № 1. P. 98–113. DOI:10.1177/2 455 328X17 745 174.
4. Касьянова А. И. Инклюзивное образование в рамках системы среднего профессионального образования в России. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/38900/1/po_2015_01_37.pdf (дата обращения: 07.09.2022).
5. Мануйлова В. В. Инклюзивное среднее профессиональное образование: опыт и перспективы развития. Москва: Парадигма, 2017. 114 с.
6. Мануйлова В. В. Актуальные вопросы организации профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. Т. 4, № 42. С. 89–95.
7. Рожков А. И., Приходько О. Г., Левченко И. Ю., Мануйлова В. В., Гусейнова А. А. Методические рекомендации по обеспечению реализации инклюзивного среднего профессионального образования и профессионального обучения. Москва: Парадигма, 2017. 78 с.
8. Алехина С. В., Мельник Ю. В., Самсонова Е. В., Шеманов А. Ю. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 5. С. 116–126. DOI:10.17 759/pse.2 021 260 509.
9. Алехина С. В., Самсонова Е. В., Шеманов А. Ю. Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 5 (в печати). С. 69–84.
10. Создание инклюзивной среды в образовательных организациях среднего профессионального образования: метод. рекомендации / под ред. Е. Н. Кутеповой, Е. В. Самсоновой. Москва: МГППУ, 2022. 82 с.
11. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / под ред. С. В. Алехиной, Е. В. Самсоновой. Москва: МГППУ, 2022. 151 с.
12. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. Москва: Нар. образование, 2019. 448 с.
13. Черных С. И. Персональная образовательная среда в проблемном поле философии образования // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, № 1. С. 11–19. DOI:10.20 913/2618–7515-2022-1–2.
14. Chatti M. A. Personalization in technology enhanced learning: a social software perspective: diss. theses. Ahena: Ahena Univ., 2010. 399 p.
15. Селиверстова И. В. Трудоустройство выпускников СПО: в чем специфика? // Научен вектор на Балканите. 2020. Т. 4, № 4. С. 24–30.
16. Михайлова Т. В. Профессиональное самоопределение молодежи как процесс непрерывного образования и профессионального развития личности // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. тр. II Всерос. заоч. науч.-практ. конф. Белгород, 2010. С. 196–201.
17. Итоги комплексного наблюдения условий жизни населения. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ18/index.html (дата обращения: 04.09.2022).
18. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Петрова Т. Э., Пырма Р. В., Азаров А. А. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 12. С. 9–22. DOI:10.31 992/0869–3617–2019–28-12-9–22.
19. Передовой опыт базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования. Москва: РУДН, 2018. URL: https://www.spo-rudn.ru/images/vdnh/20_best_2018.pdf (дата обращения: 08.09.2022).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Самсонова Е.В., Кутепова Е.Н., Алексеева М.Н. Специфика инклюзивной образовательной среды в организациях среднего профессионального образования. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):714 – 722. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-12
For citation: Samsonova E.V., Kutepova E.N., Alekseeva M.N. Special features of the inclusive educational environment in organizations of secondary vocational education. Professional education in the modern world. 2022;12(4):714 – 722. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-12
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.