Методология менторинга в контексте руководства дошкольной образовательной организацией
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-10
Аннотация
Введение. Методология менторинга − самостоятельная научная область. За рубежом последние несколько десятилетий научными основами менторинга пользуются не только в бизнес-индустрии, но и в структурах образовательных организаций. Менторинг представляет собой особый управленческий потенциал с техниками и методами по взаимодействию, способствующими прогрессу и положительным преобразованиям в организации. Руководитель дошкольной образовательной организации в условиях глобализации не может более придерживаться авторитарного стиля управления, который был популярен длительное время. Менторинг является аттрактивным способом управления образовательной организацией, его методология позволяет многим руководителям освоить структуру эффективного управления образовательной организацией с применением таких техник, как шедоуинг, коучинг, баддинг, эдвайзинг. В статье рассматриваются последние исследования в области менторинга: наиболее «продвинутые» подходы; методы, способы и техники воплощения научных основ в практику дошкольной образовательной организации.
Постановка задачи. Цель – формирование понятия о менторинге в дошкольной образовательной организации. Исходя из цели можно выделить главную задачу исследования, которая будет заключаться во внедрении методологии менторинга в работу руководителя (ментора) дошкольной образовательной организации.
Методика и методология исследования. Методом исследования выступает критический анализ зарубежной литературы по теме западного, в том числе американского менторинга – с 1990 г. и до наших дней. Нами применяются метод критического мышления и метод экспертного мнения, с их помощью исследованы регионы Поволжья (Чувашская, Марийская республики) и регион Предуралья (Республика Башкортостан).
Результаты исследования. Представления о наставничестве обобщаются с менторингом. Наша задача – выделить менторинг как направление, которое демонстрирует субъектную позицию наставника (где руководитель единолично «наставляет» подопечного) и объективную позицию ментора (где менти-педагогу предлагаются варианты и способы принятия самостоятельного решения).
Выводы. Руководители дошкольных образовательных организаций отмечают, что применение менторинга позволяет рассматривать взаимодействие в контексте «делай, как ты можешь, но способов решения у тебя множество». Более уверенно проходит процесс делегирования обязанностей между менти-педагогами, что, безусловно, ведет к преобразованию управленческого потенциала. Научные основы менторинга адаптируются под глобализацию образовательного пространства, вносят новые компоненты в структуру взаимоотношений руководителей и подчиненных. Коэффициенты интеллекта и эмоциональности позволяют учитывать индивидуальные особенности менторов и менти в образовательной организации.
Об авторе
А. М. ГарифуллинаРоссия
Гарифуллина Альмира Маратовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования
420 008, г. Казань, ул. Кремлёвская, д. 18
Список литературы
1. Гарифуллина А. М. Реализация научных основ менторинга в американской системе дошкольного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 1. С. 179–185.
2. Гарифуллина А. М., Башинова С. Н. Менторинг в системе дошкольного образования Российской Федерации // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 104–107.
3. Genao S. Culturally responsive pedagogy: Reflections on mentoring by educational leadership candidates. Issues in Educational Research. 2016. Vol. 26, no. 3. P. 431–445.
4. Габдулхаков В. Ф. О технологиях педагогического образования в федеральных университетах // Сборник тезисов по итогам Профессорского форума 2019 «Наука. Образование. Регионы». Москва, 2019. Т. 2. С. 162–164.
5. Goleman D. Social intelligence. Нью-Йорк, 2007. 416 p.
6. Еремин В. А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками. Москва: ВЛАДОС, 2017. 176 c.
7. Welton A. D., Mansfield K. C., Lee P.-L. Mentoring matters: an exploratory survey of educational leadership doctoral students» perspectives // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2014. Vol. 22, no 5. P. 481–509. DOI: 10.1080/13 611 267.2014.983 330.
8. Гарифуллина А. М. Педагогическая технология подготовки будущих педагогов к работе в детской поликультурной среде // Казанская наука. 2017. № 6. С. 104–107.
9. Геммерлин Т. В., Белякова Н. Н. Эффективные формы наставничества в государственном образовательном учреждении «Начальная школа-детский сад» 1839 // Развитие института наставничества в условиях модернизации педагогического образования: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Москва, 2010. С. 14–19.
10. Жеребятьева С. В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. № 10. С. 5–15.
11. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Москва: Альпина Паблишер, 2017. 388 с.
12. Гарифуллина А. М. Менторинг – тайм-менеджмент для дошкольной организации в условиях цифровизации образования Российской Федерации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 1. С. 171–176.
13. Закурдаева С. Ю., Чинарева О. А. Наставничество как средство создания целостной развивающей среды в образовании // Развитие института наставничества в условиях модернизации педагогического образования: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Москва, 2010. С. 28–30.
14. Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. Москва: Альпина Паблишер, 2018. 265 с.
15. Garifullina Alm. M., Zakirova V. G., Bashinova S. N., Pomortseva N., Garifullina Ais. M. Self-actualization of a young teacher»s personality in multicultural child educational environment // IFTE-2019: proc. of the V International forum on teacher education. Kazan, 2019. P. 102–111.
16. Doran G. T. There»s a S. M. A. R.T. way to write management»s goals and objectives // Management Review. 1981. Vol. 70. P. 35–36.
17. Каменская И. Н. Модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). Санкт-Петербург, 2014. С. 34–37.
18. Кес Е. А. Азбука чувств и эмоций. Москва: Феникс-Премьер, 2020. 63 c.
19. Попов А. А., Проскуровская И. Д. Педагогическая антропология в контексте идей самоопределения // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 186–198.
20. Гагаев П. А., Гагаев А. А. Русская цивилизация и крестьянство: педагогика соборности. Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2018. 151 c.
21. Габдулхаков В. Ф., Гарифуллина Альм. М., Гарифуллина Айс. М. Наставнический подход в контексте дошкольного образования: проблемы и перспективы // Вестник образования: сб. ст. и метод. материалов III Междунар. образоват. сес. «Высшая шк. педагогики: учитель, воспитатель, наставник». Москва, 2019. С. 112–116.
22. Waaland T. Educational leadership, autonomy and mentoring provided: investigating the moderating influence of educational leadership // International Journal of Leadership in Education. 2016. Vol.19, no. 4, P. 464–481.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Гарифуллина А.М. Методология менторинга в контексте руководства дошкольной образовательной организацией. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):698-705. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-10
For citation: Garifullina A.M. Methodology of mentoring in the context of the guidance of a preschool educational organization. Professional education in the modern world. 2022;12(4):698-705. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-10
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.