Трансформация образовательных ценностей молодежи в период пандемии COVID-19


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-8

Полный текст:




Аннотация

Введение. Пандемия коронавируса, которая широко распространилась по всему миру в начале 2020 г., существенно отразилась на сфере образования. Она привела практически к полной парализации школ, колледжей и университетов. Процесс, который только на первый взгляд кажется временным, вызывает серьезные опасения у ученого сообщества, обусловленные глубокими социально-экономическими последствиями и новым витком мирового образовательного кризиса. Изучение трансформационных процессов, происходящих в сфере образовательных ценностей молодежи, является сегодня актуальной проблемой.
Постановка задачи. В статье ставятся и решаются такие задачи, как выявление позитивных и негативных тенденций в сфере высшего образования, вызванных пандемией COVID-19, основных ценностей студентов, выяснение степени их удовлетворенности высшим образованием. К важным проблемам обсуждения относятся такие, как цель и ценность обучения.
Методика и методология исследования. При раскрытии проблем трансформации образовательных ценностей в качестве методологии использованы диалектический, структурно-функциональный, деятельностный подходы, а также ряд социологических методов: опрос, анализ информации, экспертная оценка и др., при выявлении влияния пандемии на систему образования. Авторы обращаются и к таким методам, как социальная аналитика и проблемно-тематическая интерпретация образовательных процессов, что позволит выявить социокультурные особенности трансформации мировоззренческих ценностей и направлений образовательной политики.
Результаты. Пандемия COVID-19 пошатнула основы образования: его возможность быть. Как показывают исследования в разных странах мира, студенты все чаще задаются вопросом: стоит ли учиться? В среде молодежи растут пессимистические настроения по поводу будущего. В этой связи в Казахстане проведено исследование, изучающее настроения студенческой молодежи, их самочувствие, ценностные ориентиры и их оценку качества образования в условиях пандемии. В процессе исследования получен результат: пандемия в целом не отразилась на жизненных перспективах: подавляющее большинство опрошенных молодых людей (86,6 %) имеют четкую жизненную цель, еще у более 90 % − эта жизненная цель полностью или частично совпадает с выбранной ими профессией.
Выводы. Настоящее исследование призвано дополнить представления об образовательных ценностях студентов под воздействием пандемии, глобализации, цифровизации и других факторов. Его результаты будут полезны педагогам высших учебных заведений, философам образования и всем, кто интересуется проблемами высшего образования.


Об авторах

М. С. Ашилова
Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана
Казахстан

Ашилова Мадина Серикбековна – кандидат философских наук, доктор PhD, ассоциированный профессор

050 022, г. Алматы, ул. Муратбаева, 200



А. С. Бегалинов
Международный университет информационных технологий
Казахстан

Бегалинов Алибек Серикбекович – кандидат философских наук, доктор PhD, ассоциированный профессор

050 000, г. Алматы, ул. Манаса, 8



К. К. Бегалинова
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Казахстан

Бегалинова Калимаш Капсамаровна – доктор философских наук, профессор

050 040, г. Алматы, проспект Аль-Фараби, 71



Список литературы

1. Глубокий «цифровой разрыв» в дистанционном обучении: пресс-релиз // ЮНЕСКО. URL: https://ru.unesco.org/news/glubokiy-cifrovoy-razryv-v-distancionnom-obuchenii (дата обращения: 15.12.2022).

2. Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период: авг. 2020 г. / ООН. 32 с. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf (дата обращения: 20.12.2022).

3. De-Agrela Gonçalves Jardim M. H., Da-Silva Junior G. B., Alves M. L. S. D. Values in students of higher education // Creative Education. 2017. Vol. 8, no. 10. P. 1682–1693. DOI: 10.4236/ce.2017.810 114.

4. Graham G. The institution of intellectual values: realism and idealism in higher education. Imprint Academic, 2005. 300 p.

5. Badat S. The role of higher education in society: valuing higher education // Rhodes University: site. 2009. 14 p. URL: https://commons.ru.ac.za/vital/access/services/Download/vital:7122/SOURCEPDF?view=true (accessed 20.07.2022).

6. Castells M. Universities as dynamic systems of contradictory functions // Challenges of globalisation: South African debates with Manuel Castells. Cape Town, 2001. P. 206–223.

7. Kumar A. Value education in higher education. 2020. DOI: 10.13 140/RG.2.2.16 787.84 005.

8. Saurbier A. A question of value: exploring perceptions of higher education value in academic and popular literature // Economics and Culture. 2020. Vol. 17, no. 1. P. 62–74. DOI: 10.2478/jec-2020–0006.

9. Mazzara M., Zhdanov P., Bahrami M. R., Aslam H., Kotorov I., Imam M., Salem H. Education after COVID-19 // Smart and sustainable technology for resilient cities and communities. Springer, 2021. P. 193–207. URL: https://www.researchgate.net/publication/351587748_Education_after_COVID-19 (accessed 20.07.2022).

10. Черных С. И., Паршиков В. И. Образование как услуга: социально-философский анализ // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 2. С. 40–47.

11. Equitable Futures National Youth Poll 2020–2021. How COVID-19 and other events are shaping young people's perceptions of the future // Equitable Futures: site. URL: https://www.equitablefutures.org/covid19/ (accessed 20.07.2022).

12. How COVID-19 made higher education value a top priority // Third Way: site. URL: https://www.thirdway.org/memo/how-covid-19-made-higher-education-value-a-top-priority (accessed 20.07.2022).

13. Gupta R., Aggarwal A., Sable D., Chahar P., Sharma A., Kumari A., Maji R. Covid-19 pandemic and online education: impact on students, parents and teachers // Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2021. Vol. 32, iss. 4. P. 417–425. DOI: 10.1080/10 911 359.2021.1 909 518.

14. Weiyan Xiong, Ka Ho Mok, Guoguo Ke, Joyce Oiwun Cheung. Impact of COVID-19 pandemic on international higher education and student mobility: student perspectives from Mainland China and Hong Kong: working paper no. 54, Sept. 2020. URL: https://www.researchgate.net/publication/344429005_Impact_of_COVID-19_Pandemic_on_International_Higher_Education_and_Student_Mobility_Student_Perspectives_from_Mainland_China_and_Hong_Kong/link/5f745d1a92851c14bca08482/download (accessed 15.07.2022).

15. Coronavirus and higher education students: England, 4 to 12 May 2021. URL: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/healthandsocialcare/healthandwellbeing/bulletins/coronavirusandhighereducationstudents/england4to12may2021 (accessed 15.07.2022).

16. Young Australians delaying life goals due to pandemic and feel pessimistic about future // Support the Guardian: site. URL: https://www.theguardian.com/business/2020/nov/05/young-australians-delaying-life-goals-due-topandemic-and-feel-pessimistic-about-future (accessed 15.07.2022).

17. У молодых людей появились пандемические страхи // Уральский федеральный университет: сайт. URL: https://urfu.ru/ru/news/35209/ (дата обращения: 15.07.2022).

18. Сарсембек Г. Е. Ценности современной молодежи Казахстана. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/83471/1/978–5–7996–2997-7_2020_091.pdf (дата обращения: 15.07.2022).

19. Deloitte исследовала настроения миллениалов во время пандемии // Frank Media: сайт. URL: https://frankrg.com/20855 (дата обращения: 15.07.2022).

20. The impact of COVID-19 on the mental health of adolescents and youth // UNISEF: site. URL: https://www.unicef.org/lac/en/impact-covid-19-mental-health-adolescents-and-youth (accessed 15.07.2022).

21. Из-за пандемии COVID-19 более 70 процентов молодых людей не могут нормально учиться // МОТ. Международная организация труда: сайт. URL: https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_753125/lang--ru/index.htm (дата обращения: 15.07.2022).

22. Schwartz K. D., Exner-Cortens D., McMorris C. A., Makarenko E., Arnold P., Van Bavel M., Williams S., Canfield R. COVID-19 and student well-being: stress and mental health during return-to-school // Canadian Journal of School Psychology. 2021. Vol. 36, no. 2. P. 166–185. DOI: https://doi.org/10.1177/08295735211001653.

23. Son C., Hegde S., Smith A., Wang X., Sasangohar F. Effects of COVID-19 on college students» mental health in the United States: interview survey study // Journal of Medical Internet Research. 2020. Vol. 22, no. 9, art. e21 279. DOI: https://doi.org/10.2196/21279.

24. Сколько времени нужно проводить в соцсетях, чтобы не чувствовать себя одиноким // ALEV: сайт. URL: https://alev.biz/resources/helpful-information/psychology/skolko-vremeni-nuzhno-provodit-v-socsetjah-chtoby-ne-chuvstvovat-sebja-odinokim/ (дата обращения: 15.07.2022).

25. Aristovnik A., Keržič D., Ravšelj D., Umek L., Tomaževič N. Impacts of the COVID-19 pandemic on life of higher education students: a global perspective // Sustainability. 2020. Vol. 12, iss. 20, art. 8438. DOI: https://doi.org/10.3390/su12208438.

26. Обучение в период пандемии: социальный голод и страхи студентов // Опорный вуз. Тольяттинский государственный университет: сайт. URL: https://www.tltsu.ru/about_the_university/news/detail.php?ID=277991 (дата обращения: 15.07.2022).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ашилова М.С., Бегалинов А.С., Бегалинова К.К. Трансформация образовательных ценностей молодежи в период пандемии COVID-19. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):676- 689. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-8

For citation: Ashilova M.S., Begalinov A.S., Begalinova K.K. Transformation of the educational values of youth during the COVID-19 pandemic. Professional education in the modern world. 2022;12(4):676- 689. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-8

Просмотров: 274

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)