Проблемы коммуникативного отчуждения субъектов образования в интерактивном пространстве университета


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-7

Полный текст:




Аннотация

Введение. В последние годы активно развиваются все формы дистанционного образования, коренным образом изменилось образовательное пространство университета в период пандемии, выросло поколение, которое постоянно использует цифровой контент, заменяя реальные объекты цифровыми симулякрами. Все образовательное пространство делят между собой цифровые мигранты и цифровые аборигены, тем самым усугубляя проблемы отчуждения в современном образовании.
Постановка задачи. Цель статьи – рассмотрение проблем отчуждения субъектов образования в интерактивном пространстве университета и выбора путей для преодоления этого феномена. Сложность формирования системных взаимодействий в современном интерактивном образовании требует при анализе процесса отчуждения исследования информационного обмена и взаимодействия между участниками в системе образования.
Методика и методология исследования основаны на системном и структурно-функциональном анализе теоретических концепций и источников по проблемам отчуждения субъектов образования. В работе проблемы отчуждения субъектов образования в современном образовательном пространстве рассмотрены в процессе образовательных коммуникаций, которые менялись в зависимости от культурных и социальных трансформаций. Проблема отчуждения в университетском образовательном пространстве является сложным социальным явлением, требующим философского анализа. Отчуждение субъектов образования показано через призму образовательных парадигм и коммуникационных систем, дан анализ перспектив развития интерактивных форм обучения в университете.
Результаты. В статье отчуждение анализируется как философская категория, а также как процесс и результат информатизации образования, которые приводят к отчуждению субъектов образования своей деятельности. При использовании интерактивного обучения в процессе взаимодействия субъектов формируется новая социальная реальность. Возникает инновационная образовательная среда, в которой процесс обучения как передачи информации, его способы позволяют во многом отвечают современным социальным вызовам и уменьшают отчуждение в образовательном процессе.
Выводы. В статье даны основные подходы в философии категории отчуждения, выявлена классификация отчуждения в образовании, намечены пути преодоления отчуждения в современном интерактивном пространстве университета. Исследование процессов отчуждения в образовании приводит к выводам о том, что в результате взаимодействия субъектов происходит переоценка качества воспринятой ими информации. Преподаватели и студенты в условиях интерактивного образования формируют новое виртуальное образовательное пространство, в котором коммуникативное взаимодействие происходит в игровой форме, носит нелинейный, многофакторный характер, в результате чего формируется сложный коммуникативный процесс восприятия информации. Интерактивное образование способствует преодолению феномена отчуждения субъектов образования.


Об авторе

Т. А. Рубанцова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий
Россия

Рубанцова Тамара Антоновна – доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой правовых и социальных наук

630 108, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, д. 10



Список литературы

1. Рубанцова Т. А., Зиневич О. В. Инновационные методики для улучшения качества образования. Новосибирск: НГТУ, 120 с.

2. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Интерактивное обучение // Образование и наука. 2007. № 6. С. 32–41.

3. Малышко А. А. Философские аспекты процессов дистанционного образования // Вестник МГТУ: Труды Мурманского государственного технического университета. 2007. Т. 10, № 3. С. 394–398.

4. Королёва Н. М., Костерина И. В. Роль интерактивного обучения в современном образовании // Ученые записки: электрон. науч. журн. Курского гос. ун-та. 2015. № 1. С. 128–132.

5. Марков Б. В., Волкова С. В. Образование в цифровую эпоху: опыт философского осмысления // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 3. DOI: 10.15 393/j5.art.2020.605.1.

6. Prensky M. Digital natives, digital immigrants // On the Horizon. 2001. Vol. 9, no. 5. P. 1–6.

7. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа: пер. с нем. Санкт-Петербург: Наука, 2008. 767 с.

8. Фейербах Л. Сущность христианства: пер. с нем. Москва: Юрайт, 2021. 307 с.

9. Гесс Г. Избранное: пер. с нем. Москва: Радуга, 1991. 433 с.

10. Фромм Э. Бегство от свободы. Москва: Прогресс, 1990. 269 с.

11. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года: пер. с нем. Москва: Прогресс, 1981. 216 с.

12. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологической истории: пер. с нем. Москва: Мысль, 1993. 667 с.

13. Бердяев Н. A. Философия свободы. Mосква: Правда, 1989. 608 с.

14. Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. Москва: Политиздат, 1991. 527 с.

15. Хайдеггер О. Время и бытие: статьи и выступления: пер с. с нем. Москва: Республика, 1993. 447 с.

16. Харламов А. В. Информационное отчуждение в процессе модернизации образования // Философия образования. 2006. № 2. С. 50–54.

17. Рубанцова Т. А. Проблемы гуманизации современного образования Новосибирск: СГУПС, 2000. 174 с.

18. Кун Т. Структура научных революций. Москва: Прогресс, 1975. 288 с.

19. Рубанцова Т. А. Гуманитарные основы российской образовательной парадигмы // Философия образования. 2014. № 3. С. 43–53.

20. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва: Политиздат, 1992. 542 с.

21. Йегер В. Пайдейя. Москва: Греко-латин. кабинет, 1997. 336 с.

22. Вебер М. Избранное. Образ общества. Москва: Юрист, 1994. 704 с.

23. Гейхман Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход // Образование и наука. – 2002. – № 3. – С. 135–146.

24. Черных С. И., Борисенко И. Г. Цифровые технологии в образовании и их влияние на изменение человеческого капитала // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 5–20.

25. Петрова Г. И. Современные тенденции изменения содержания образования. Опыт становления философии образования в образовательных практиках. Томск: ТГУ, 2001. 124 с.

26. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. № 7. С. 12–18.

27. Tapscott D. Grown up digital: how the Net Generation is changing your world. New York [etc.]: McGraw-Hill, 2008. 384 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рубанцова Т.А. Проблемы коммуникативного отчуждения субъектов образования в интерактивном пространстве университета. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):667-675. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-7

For citation: Rubantsova T.A. Problems of communicative alienation of subjects of education in the interactive space of the University. Professional education in the modern world. 2022;12(4):667-675. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-7

Просмотров: 192

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)