Формирование кадрового потенциала науки и высшей школы в условиях внешних ограничений


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-6

Полный текст:




Аннотация

Введение. В структуре совокупного социального потенциала базовая роль отводится кадровому потенциалу, в формировании которого принимают участие социальные институты науки и образования. Внешние ограничения, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, привели к необходимости серьезных преобразований в сложившейся системе подготовки молодых научно-исследовательских кадров.
Постановка задачи. Для преодоления возникших внешних ограничений оперативно разработан ряд рекомендаций и внедрен комплекс мер, призванных повысить качество образования и привлекательность научно-образовательного сектора для молодых специалистов, но при этом технология оценки эффективности принимаемых мер до конца не проработана. Цели работы – выявить результат принятых мер и обозначить основные противоречия, сдерживающие повышение привлекательности научно-образовательной деятельности для выпускников высших учебных заведений в условиях внешних ограничений.
Методика и методология исследования. В работе использованы социокультурный и структурно-функциональный подходы, позволившие определить потенциалный вектор и форму развития национальных университетов в условиях глобализации под влиянием внешних ограничений. Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные с применением социологических методов в ходе ежегодного изучения траекторий трудоустройства выпускников Новосибирского национального исследовательского государственного университета.
Результаты исследования. Показано, что принятые меры и рекомендации предполагают ряд действий не только на федеральном уровне, но и на уровне вузов, включая тактику и стратегию. Анализ эмпирических данных, полученных в рамках социологических исследований трудовых предпочтений выпускников, показал возрастание интереса молодых специалистов к бюджетным сферам науки и образования в период локдауна. При снятии ограничений процент вовлекаемых в науку молодых исследователей снижается, в то время как в сфере образования динамика остается положительной.
Выводы. В рамках произошедшего локдауна принятые меры оказались достаточно эффективными, чтобы позволить отечественной высшей школе успешно локализоваться и продолжить свою деятельность в национальном образовательном пространстве.


Об авторе

В. В. Петров
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Петров Владимир Валерьевич – кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований

630 090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1



Список литературы

1. Водичев Е. Г. Высшая школа в условиях системных трансформаций: сравнительно-исторический аспект. Новосибирск: Гео, 2013. 396 с.

2. Петров В. В. Cпецифика формирования регионального научно-образовательного потенциала: вектор оттока // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 141–152.

3. Антонова О. Г. Социальные функции высшего образования в контексте новой образовательной парадигмы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 1. С. 89–98.

4. Агранович М. Л. Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР // РАНХиГС. URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/789-agranovichekspertiza (дата обращения: 12.07.2022).

5. Академик Аганбегян оценил экономическую ситуацию России в кризисе. РАНХиГС. URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/akademik-aganbegyan-otsenil-ekonomicheskuyu-situatsiyurossii-v-krizise/ (дата обращения: 10.06.2022).

6. Дара Мельник. Высшее образование в мире: какие проблемы высветила пандемия. URL: https://www.skolkovo.ru/sp/anti-fragility/article/vysshee-obrazovanie-v-mire-kakie-problemyvysvetila-pandemiya/ (дата обращения: 10.06.2022).

7. Высшее образование: уроки пандемии. URL.: http://viu.tsu.ru/upload/2_5249500202460514728.pdf (дата обращения: 01.09.2022).

8. Брифинг Валерия Фалькова в пресс-центре Правительства Российской Федерации 25.03.2020. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2502 (дата обращения: 12.05.2022).

9. Путин В. В. Совещание по текущей ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63376 (дата обращения: 21.05.2022).

10. Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/ (дата обращения: 21.05.2022).

11. Приказ Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348668/ (дата обращения: 21.05.2022).

12. Методические рекомендации Минобрнауки от 18.03.2020 «Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции». URL: https://kipu-rc.ru/downloads/2020/03/minobr.pdf (дата обращения: 12.04.2022).

13. Салми Д. Создание университетов мирового класса. Москва: Весь Мир, 2009. 132 с.

14. Волков А. Е. Современный университетский регистр. Как изменить дизайн системы высшего образования в России // https://www.kommersant.ru/doc/3635939 (дата обращения: 12.04.2022).

15. Зернов В. А., Манюшис А. Ю., Юнусов Л. А. Независимые университеты: системная трансформация образовательного пространства России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 210, № 2. С. 366–400.

16. Карпов А. О. Университет – от модерна к постмодерну // Общественные науки и современность. 2014. № 4. С. 132–141.

17. Князев Н. А., Буянкина Р. Г., Рахинский Д. В. Социально-методологические аспекты развития опорного университета // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т.12, № 2. 194–202. DOI: https://doi.org/10.20913/2618–7515-2022-2–2.

18. Виссема Й. Университет третьего поколения. Москва: Олимп-Бизнес, 2016. 480 с.

19. Кларк Б. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. Москва: ИД ГУ-ВШЭ, 2011. 240 с.

20. Etzkowitz H. Innovation lodestar: the entrepreneurial university in a stellar knowledge firmament // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 123. P. 122–129. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.04.026.

21. Heyneman S., Lee J. World-class universities: the sector requirements // Institutionalization of worldclass university in global competition. Heidelberg, 2013. P. 45–54.

22. Врагов В. Н., Ильин В. Е., Лисс Л. Ф., Хаславская Л. М. Основные принципы современного университетского образования. Новосибирск, 1994. 57 с.

23. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. 2015. № 6. С. 23‒28.

24. Мироненко Е. С. Цифровая образовательная среда: понятия и структура // Социальное пространство. 2019. № 4. С. 1–14. DOI: 10.15 838/sa.2019.4.21.6.

25. Петров В. В. Университетские системы в трансформирующихся обществах. Новосибирск: Манускрипт, 2020. 324 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Петров В.В. Формирование кадрового потенциала науки и высшей школы в условиях внешних ограничений. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):658-666. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-6

For citation: Petrov V.V. Forming of the personnel potential of higher education and science in conditions of external constraints. Professional education in the modern world. 2022;12(4):658-666. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-6

Просмотров: 167

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)