Противоречивый характер информационных ресурсов современного образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-5

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье исследуется проблема неоднозначного влияния современных информационных технологий на образование. Постановка задачи. Авторы не только анализируют положительные эффекты от компьютеризации, но и показывают проблемы, с которыми сталкиваются субъекты образовательного процесса под влиянием цифровизации.
Методика и методология исследования. Как освещается в статье, неконтролируемые информационные потоки препятствуют формированию у учащихся целостного мировоззрения. Доминирование информационных технологий в образовании приводит к трансформации субъект-объектных отношений в процессе познании. Авторы исследуют факторы, которые создают базис для структурных изменений в обществе. Цифровые технологии способствуют активизации коммуникативных возможностей представителей различных социальных групп, однако они могут иметь и негативные последствия. В современном мире наблюдается нарушение традиционных общественных связей, что создает условия для потенциальных конфликтов в конкретном социуме. По мнению авторов, в информационном обществе подобные тенденции наблюдаются во взаимоотношениях представителей разных поколений. Социальное неравенство усугубляется благодаря активному внедрению новейших информационных технологий, в частности в школах. В статье показывается, как новейшие информационные технологии провоцируют социальную напряженность из‑за невозможности обеспечения равного доступа к информационным ресурсам для всех граждан.
Результаты. Роль преподавателя существенно меняется, потому что он чаще выступает в качестве координатора. Использование гаджетов в учебном процессе предоставляет возможность получить образование на расстоянии, однако широкое применение дистанционных технологий приводит к падению качества учебных услуг. Это обусловлено необходимостью выработки новых методик. Кроме того, постоянное обновление информационных технологий не позволяет преподавателю выработать устойчивую методологию преподавания своего предмета.
Выводы. Авторы доказывают, что активное использование цифровых технологий в информационном обществе предполагает гармоничное сочетание традиционных и современных информационных технологий. Это в полной мере касается и современной отечественной системы образования.


Об авторах

В. И. Панарин
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Панарин Владимир Иванович – доктор философских наук, профессор, заместитель директора Института дополнительного профессионального образования ИДПО

630 039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 149



М. П. Яценко
Сибирский федеральный университет
Россия

Яценко Михаил Петрович – доктор философских наук, профессор кафедры философии

660 041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82



О. Э. Пучков
Сибирский федеральный университет
Россия

Пучков Олег Эрнстович – аспирант кафедры глобалистики и геополитики

г. Красноярск, 660 041, пр. Свободный, 79



Список литературы

1. Власкин А. В. Проблема утраты смысла и ее влияние на современные информационные коммуникации // Четвертый Сибирский философский семинар «Современная философия в России: междисциплинарные исследования в контексте традиций и инноваций», Омск, 15–17 октября 2014 г. Омск, 2014. С. 164.

2. Новиков П. Н., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. Москва: Рос. учеб. центр Федер. службы занятости населения России, 1996. 136 с.

3. Нижегородцев Р. М. Становление информационного мировоззрения и задачи сферы образования // Информация и научное мировоззрение. Москва, 2013. С. 151–174.

4. Колин К. К. Информатика сегодня и завтра: фундаментальные проблемы и перспективы развития в XXI веке // Молодые в библиотечном деле. 2006. № 9/10. С.16–26.

5. Пфаненштиль И. А., Яценко М. П., Борисенко И. Г. Социально-философские аспекты проблем инженерного образования в контексте информационной культуры // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 2. С. 80–86.

6. Горин С. Г. Промежуточные результаты образовательных трансформаций: постнеклассический подход // Профессиональное образование в современном мире. 2018, Т. 8, № 1. С. 1624–1631.

7. Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. Москва: Проспект, 2005. 428 с.

8. Яковлева И. В. Безопасность российского образовательного пространства: аксиологическое содержание концепции // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2443–2450.

9. Мутных Т. А. Особенности среды вуза в малом городе, обеспечивающие развитие общих и профессиональных компетенций // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 2. С. 1055–1057.

10. Наливайко Н. В., Пушкарева Е. А., Шматков Р. Н., Камашев С. В., Косенко Т. С., Майер Б. О., Наливайко А. В., Пушкарев Ю. В. Шматков М. Н. Качество современного отечественного образования: сущность и проблемы. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. 312 с.

11. Бабич В. В. О подходах к определению форм военных (боевых) действий // Вестник Академии военных наук. 2013. № 3. С. 20–51.

12. Гурина Р. В. Управленческие эксперименты с содержанием образования и педагогическая наука: телега впереди лошади // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 1. С. 1610–1617.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Панарин В.И., Яценко М.П., Пучков О.Э. Противоречивый характер информационных ресурсов современного образования. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):651-657. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-5

For citation: Panarin V.I., Yatsenko M.P., Puchkov O.E. Contradictory nature of information resources of modern education. Professional education in the modern world. 2022;12(4):651-657. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-5

Просмотров: 200

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)