Математическое образование в техническом вузе: мотивационные аспекты
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-20
Аннотация
Введение. Распространение цифровых технологий во всех сферах жизни привело к повышению престижа профессий, связанных со сферой информационных и коммуникационных технологий, и притоку в вузы студентов на эти специальности. Однако эти студенты имеют разный уровень мотивации к обучению, зачастую они просто не имеют четкого представления о будущей профессии и не осознают, например, необходимости изучения такой абстрактной дисциплины, как математика. Потому одной из актуальных задач является повышение мотивации и заинтересованности студентов в изучении математических дисциплин.
Постановка задачи. В статье исследуются некоторые проблемы мотивации студентов младших курсов при изучении математических дисциплин в техническом вузе.
Методика и методология исследования. Основными методами исследования являются анализ, обобщение опубликованных статей, наблюдение и личный опыт авторов в преподавании дисциплины «Математический анализ» студентам первого курса факультета автоматики и вычислительной техники Новосибирского государственного технического университета.
Результаты исследования. Одну из возможностей повышения заинтересованности студентов авторы видят во введении дополнительных обзорных лекций, цель которых донести до студентов первых курсов всю важность фундаментальной математической подготовки, увязывая такую подготовку с выбранной специальностью и указывая на невозможность ее подмены поверхностным изучением «модных» тенденций, например, в компьютерной индустрии. Отдельное внимание авторы уделяют анализу уровня подготовки выпускников школ. Отмечается, что одной из причин низкой мотивации студентов к обучению в техническом вузе является их слабая математическая подготовка, далеко не всегда соответствующая относительно высоким баллам ЕГЭ по профильной математике, которые позволяет им поступать в вузы без экзаменов.
Выводы. Степень мотивации во многом определяет эффективность подготовки специалистов, поэтому одна из задач преподавателей вуза заключается в целенаправленном формировании мотиваций, направленных на профессиональную адаптацию студентов.
Об авторах
В. В. ФилатовРоссия
Филатов Владимир Викторович – доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры инженерной математики
630 073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20
А. В. Гобыш
Россия
Гобыш Альбина Владимировна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры инженерной математики
630 073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20
Список литературы
1. Концепция развития математического образования в РФ: утв. распоряжением Правительства РФ от 24 дек. 2013 г. № 2506-р // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/ (дата обращения: 06.06.2022).
2. Костина Е. Ю., Орлова Н. А. Рынок труда и построение профессиональной карьеры студентами // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 28–35.
3. О прогнозе кадровой потребности Новосибирской области на 2020–2026 годы: приказ от 5 сент. 2019 г. № 957 // Официальный сайт Министерства труда и социального развития Новосибирской области. URL: https://mtsr.nso.ru/page/1243?page=6 (дата обращения: 06.06.2022).
4. Loyalka P., Liu O. L., Chirikov G. Li, I., Kardanova E., Gu L., Ling G., Yu N., Guo F., Ma L., Hu S. [et al.] Computer science skills across China, India, Russia, and the United States // Proceedings of the National Academy of Sciences of USA. 2019. Vol. 116, № 14. P. 6732–6736. DOI: 10.1073/pnas.1814646116.
5. Татьяненко С. А., Чижикова Е. С. Математическая подготовка инженеров на основе ФГОС 3++ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 76–87. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-76-87.
6. Смык А. Ф., Прусова В. И., Зиманов Л. Л., Солнцев А. А. Анализ масштаба и причин отсева студентов в техническом университете // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 6. С. 52–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-6-52-62.
7. Стародубцева В. К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15617/ (дата обращения: 06.06.2022).
8. Приходько М. А. Учебная мотивация как средство управления личностно-ориентированным обучением математике студентов аграрного университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2008. 22 с.
9. Ильин Е. П. Мотивации и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 512 с.
10. Храмова Н. Н., Родионов М. А. Модель мотивационно ориентированной образовательной среды // Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 1. С. 66–73.
11. Коноплянский Д. А. Формирование конкурентоспособности выпускника в профессионально-образовательном пространстве вуза // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. № 8–1. С. 104–108.
12. Парыгина С. А., Сенатова И. А., Гордобаева Т. В. О преодолении трудностей освоения студентами математических дисциплин в условиях реализации ФГОС ВПО в ЧГУ // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 3. С. 128–132.
13. Митина А. М. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 2004. № 2. С. 56–65.
14. Приходько М. А. Особенности формирования учебной мотивации в личностно-ориентированном обучении студентов // Омский научный вестник. 2012. № 3. С. 200–204.
15. Данакин Н. С., Шутенко А. И. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15869 (дата обращения: 06.06.2022).
16. Бугрименко А. Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2006. Том. 11, № 4. С. 51–60.
17. Чернова Е. П. Особенности психологической готовности студентов первокурсников к продолжению обучения в вузе. // Единый портал интернет-тестирования в сфере образования. URL: https://i-exam.ru/sites/default/files/chernova_e.p_peculiarities_of_psychological_readiness.pdf (дата обращения: 06.06.2022).
18. Кочеткова Т. О., Кытманов А. А. Адаптационный курс математики в университете – назад в будущее // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 2. С. 60–63.
19. Howe B. Data Science // Образовательная платформа Coursera. URL: https://www.coursera.org/specializations/datascience (дата обращения: 06.06.2022).
20. Евсегнеев О. 10 основных навыков, необходимых для робототехников // Информационно-аналитический ресурс о рынке робототехники в России и мире. URL: http://www.robogeek.ru/robo-obrazovanie/10-osnovnyhnavykov-neobhodimyh-dlya-robototehnikov (дата обращения: 06.06.2022).
21. Оськин Д. А., Дыда А. А., Константинова Е. А. Нейросетевое моделирование задачи обратной кинематики для манипуляционного робота // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12–2. С. 254–257.
22. Мин Ле // Википедия. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.0f6d73da-63540d4f-3ee3e026-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Minh_%22Gooseman%22_Le (дата обращения: 06.06.2022).
23. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 70–77.
24. Степкина М. А. Байгушева И. А. О готовности первокурсников к изучению математики в вузе // Преподаватель XXI век. 2016. № 4. С. 211–217.
25. Рособрнадзор сравнил баллы ЕГЭ за последние несколько лет // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20190626/1555935617.html (дата обращения: 06.06.2022).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Филатов В.В., Гобыш А.В. Математическое образование в техническом вузе: мотивационные аспекты. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):581–591. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-20
For citation: Filatov V.V., Gobysh A.V. Mathematical education at a technical university: Motivational aspects. Professional education in the modern world. 2022;12(3):581–591. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-20
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.