Взаимосвязь эмоционального выгорания, личностной тревожности и жизнестойкости государственных служащих


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-19

Полный текст:




Аннотация

Введение. Эффективность профессиональной деятельности государственных служащих зависит от многих факторов. На внутреннем уровне речь идет о компетенциях и профессионально (психологически) важных качествах личности. Значительную роль при этом играют качества личности, влияющие на работоспособность, психологическое здоровье специалиста. В этом ряду особенно выделяются свойства эмоционально-волевой сферы личности, так как профессия государственного служащего входит в систему «человек – человек», которой свойственен феномен эмоционального выгорания.
Постановка задачи. Отсюда изучение внутренних предикторов эмоционального выгорания государственных служащих является насущной проблемой.
Методика и методология исследования. Методологическую основу исследования составили положения о биосоциальной сущности человека, его развитии и саморазвитии, профессиональном росте, а также о стрессоустойчивости. В основу исследования положены аксиологический и деятельностный подходы. В качестве ведущих методов исследования использованы теоретико-методологический анализ литературных источников, обобщение, анализ, сравнение, и систематизация полученных эмпирических и теоретических данных. Для сбора эмпирических данных применен метод тестирования. В качестве конкретных методик использовались методика для определения личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина, опросник изучения эмоционального выгорания К. Маслач, С. Джексона в адаптации Н. Е. Водопьяновой, методика изучения жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева.
Результаты. В статье приводятся данные о взаимосвязи личностной тревожности, жизнестойкости и подверженности государственных служащих эмоциональному выгоранию.
Выводы. Делаются выводы о необходимости осуществления профилактических мероприятий с целью предупреждения неблагоприятных эмоциональных состояний у государственных служащих и обеспечения эффективности и результативности их профессиональной деятельности.


Об авторах

Л. Н. Антилогова
Омский государственный педагогический университет
Россия

Антилогова Лариса Николаевна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии

644 099, г. Омск, ул. Партизанская, 4а



Л. С. Каиржанова
Филиал Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан по Северо-Казахстанской области
Россия

Каиржанова Лаура Советовна – кандидат биологических наук, доцент, Ph.D по биологии, член-корреспондент КазНАЕН, директор

150 000, г. Петропавловск, ул. Конституции Казахстана, 38



Д. В. Лазаренко
Филиал Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан по Северо-Казахстанской области
Россия

Лазаренко Дмитрий Витальевич – Ph.D по специальности «Психология», доцент

150 000, г. Петропавловск, ул. Конституции Казахстана, 38



Список литературы

1. Барабанова Е. И., Жумагалиева Б. К. Психологические особенности профессионального стресса у госслужащих // Вестник Казахского национального университета. Серия психологии и социологии. 2014. № 2. С. 80–85.

2. Михеева А. А., Черникова Т. В. Эмоциональное выгорание и ценностные ориентации сотрудников УИС Казахстана с различным стажем служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3. С. 46–49.

3. Климанова Н. Г., Климанова А. В., Григорьева О. В. Управление стрессоустойчивостью государственных гражданских служащих // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5. С. 51–58.

4. Собольников В. В., Иргит В. В. Исследование стрессоустойчивости операторов при осуществлении служебной деятельности // Развитие человека в современном мире. 2017. № 1. С. 180–187.

5. Агейко О. В. Эмоциональное выгорание государственного служащего как критерий состояния его психологического здоровья // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2018. № 18–2. С. 3–8.

6. Камнева Е. В. Особенности эмоционального выгорания государственных гражданских служащих // Развитие профессионализма. 2016. № 1. С. 197–198.

7. Даутмерзаева Л. М. К вопросу о проблеме эмоционального выгорания государственных служащих в монои полиэтнических коллективах // Известия Чеченского государственного университета. 2016. № 1. С. 60–64.

8. Анненкова Н. В. Компетенции и эмоциональное выгорание государственных гражданских служащих // Развитие профессионализма. 2016. № 1. С. 185–186.

9. Лобанова Е. Е. Влияние эмоционального выгорания на трудоспособность государственных служащих // Гуманитарный трактат. 2019. № 55. С. 16–17.

10. Пятницына Н. В. Особенности профессионального выгорания государственных гражданских служащих // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2019. № 2. С. 93–108.

11. Пашкин С. Б., Медведева Л. В. Результаты исследования удовлетворенности трудом и эмоционального выгорания у служащих // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). 2021. № 3. С. 39–50.

12. Сабына Е. Н. О некоторых аспектах эмоционально-психологического состояния государственных и муниципальных служащих // Экономика. Профессия. Бизнес. 2020. № 3. С. 74–80. DOI: 10.14258/epb201989.

13. Харитонова О. А. Психопрофилактика синдрома профессионального выгорания у государственных служащих // Развитие профессионализма. 2016. № 2. С. 127–128.

14. Казьмина В. В. Особенности профессионального выгорания государственных служащих // Развитие профессионализма. 2016. № 1. С. 57–58.

15. Круглова Е. А., Попель Н. В., Раскумандрина М. Е. Особенности профессионального психического выгорания у государственных служащих и педагогов // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: естественные, общественные науки. 2017. № 1. С. 21–25.

16. Макушина Д. Э. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания сотрудников полиции // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 26–1. С. 115–120.

17. Зарубина Ю. Н. Роль эмоционального интеллекта в профилактике развития синдрома эмоционального выгорания // Вестник социально-политических наук. 2021. № 20. С. 28–33.

18. Караулова С. Н., Ольшанская С. А., Кадырова Е. Р. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости как личностных ресурсов преодоления эмоционального выгорания у инструкторов по фитнесу // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–2. С. 419–422.

19. Галиев Р. Р. Обзор исследований жизнестойкости // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 1. С. 129–133. https://doi.org/10.24158/spp.2022.1.16.

20. Тапунова В. И. Жизнестойкость как психологический феномен // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2021. № 2. С. 220–227.

21. Чупракова А. А., Шамардина М. В. Факторы жизнестойкости сотрудников МЧС // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2019. № 4. С. 121–128.

22. Ермакова Е. С. Жизнестойкость, копинг-стратегии и стрессоустойчивость врачей // Международный научный журнал «Вестник психофизиологии». 2021. № 1. С. 39–47.

23. Куликова Т. И. Взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости учителей с разным стажем работы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 2. С. 157–171.

24. Полушина О. Б. Особенности жизнестойкости сотрудников силовых структур // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2021. № 3. С. 66–69.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Антилогова Л.Н., Каиржанова Л.С., Лазаренко Д.В. Взаимосвязь эмоционального выгорания, личностной тревожности и жизнестойкости государственных служащих. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):571–580. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-19

For citation: Antilogova L.N., Kairzhanova L.S., Lazarenko D.V. The relationship of emotional burnout, personal anxiety and resilience of civil servants. Professional education in the modern world. 2022;12(3):571–580. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-19

Просмотров: 735

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)