Институциональный характер социального лифта


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-17

Полный текст:




Аннотация

Введение. Понятие «социальный лифт» непосредственно связано с именем П. А. Сорокина. Сам термин, как и скрывающееся за ним явление, становятся особенно востребованными в условиях кризисных ситуаций, в которые попадает социум. В статье социальный лифт рассматривается в качестве одного из инструментов выхода из кризиса. Обосновывается необходимость качественной проработки смыслов того, что скрывается за этим словосочетанием; прояснено взаимоотношение между метафорой и понятием в его актуальной трактовке, в понимании проблем социального лифта.
Постановка задачи. Прослеживается эволюция идеи горизонтальных и вертикальных координат социального пространства; исследуется аналогия между геометрическим и социальным пространствами.
Методика и методология исследования. Анализируются особенности формирования методологических знаний в истории культуры; уточняется идея измерения социального пространства в концепции П. А. Сорокина; показывается, что использование декартовой системы координат позволяет Сорокину предложить новый философский взгляд на социальное пространство, которое в отличие от классических реляционного или субстанционального способов видения пространства предлагает вертикальный и горизонтальный срезы этого пространства.
Результаты. В статье последовательно представлены ответы на вопросы, связанные с историей появления словосочетания «социальный лифт» в науке и повседневности; раскрыты метафорическая и концептуальная интерпретации социального лифта; исследуемый концепт применен к актуальной реальности современной России на примере одного из институтов гражданского общества (автономная некоммерческая организация «Россия – страна возможностей»).
Выводы. Впервые последовательно прослежен статус геометрии в формировании методологического знания, в развитии социально-философских идеи П. А. Сорокина. Особенности работы социальных лифтов проиллюстрированы на примере анализа такого института гражданского общества современной России, как АНО «Россия – страна возможностей». Обосновано, что социально-философская концепция П. Сорокина выступает эффективным научным основанием для объяснения специфики социальной мобильности в современных реалиях.


Об авторах

Г. В. Сорина
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Сорина Галина Вениаминовна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета, заместитель декана по научной работе факультета педагогического образования

119 991, ГСП-1, г. Москва, Ленинские горы, 1



Ф. Н. Гуров
Департамент проектного управления АНО «Россия – страна возможностей»; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Гуров Филипп Никитич – кандидат философских наук, главный аналитик департамента проектного управления АНО «Россия – страна возможностей»; старший научный сотрудник факультета педагогического образования

123 112, г. Москва, 1‑й Красногвардейский проезд, д. 21

119 991, ГСП-1, г. Москва, Ленинские горы, 1



Список литературы

1. Sorokin P. A. Social and cultural mobility. Illinois: Free Press of Glencoe, 1959. 654 p.

2. Sorokin P. A. Polarization in frustration and crises // Archiv für Rechts- und Sozialphilosophie. 1951. Vol. 39, no. 2. P. 145–163.

3. Sorokin P. A. Sociology of yesterday, today and tomorrow // American Sociological Review. 1965. Vol. 30, no. 6. P. 833–843.

4. Sorokin P. A. A survey of the cyclical conceptions of social and historical process. // Social Forces. 1927. Vol. 6, no. 1. P. 28–40.

5. Sorokin P. A., Robert K. Merton social time: a methodological and functional analysis // American Journal of Sociology. 1937. Vol. 42, no. 5. P. 615–629.

6. Фоменко А. Т. Математика. URL: http://dfgm.math.msu.su/files/mathematics.pdf (дата обращения: 20. 07.2022).

7. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. Москва: Акад. проект, 2011. 335 с.

8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Москва: Политиздат, 1983. 482 с.

9. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. Москва: Наука, 1978. 391 с.

10. Сорина Г. В. Методология экспертного анализа текста (МЭАТ) в образовательном процессе. Москва: ИСРО РАО, 2017. 60 c.

11. Сорина Г. В. Интеллектуальная деятельность: присвоение, отчуждение, способы хранения // Ценности и смыслы. 2020. № 4. С. 85‒103.

12. Бажанов В. А., Васильева О. А., Сивелькина С. Н. Метафора как критерий инновации // Философские науки. 2011. № 11. С. 117‒130.

13. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. Москва: Едиториал УРСС, 2004. 252 с.

14. Грифцова И. Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина. К вопросу о соотношении формальной и неформальной логики. Москва: Эдиториал УРСС, 1998. 151 с.

15. Хейне П. Экономический образ мышления. Москва, 1992. 530 с.

16. Сорина Г. В., Гуров Ф. Н. Программа выявления навязывания идентичности в интернет-пространстве. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2 022 664 283 от 27.07.2022. URL: https://istina.msu.ru/certificates/480377870/ (дата обращения: 30.07.2022).

17. Устав Автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей»: протокол от 4 окт. 2019 г. № 1. URL: https://rsv.ru/education-info/documents/ (дата обращения: 17.07.2022).

18. Белуза А. Сергей Кириенко: Возможностей для самореализации молодежи в России больше, чем на Западе // Российская газета. 2019. 6 июля. URL: https://rg.ru/2019/07/06/reg-cfo/kirienko-vozmozhnostej-dliasamorealizacii-molodezhi-v-rf-bolshe-chem-na-zapade.html (дата обращения: 12.07.2022).

19. Комиссаров А. Г., Синягин Ю. В., Чирковкая Е. Г. К вопросу о создании единой системы управления талантами в России // Личность: ресурсы и потенциал. 2020. № 1. С. 5–9.

20. Серл Дж. Современная теория институтов: предмет и метод // Вопросы экономики. 2007. № 8. С. 4–27.

21. Ходжсон Дж. Что такое институты // Вопросы экономики. 2007. № 8. С. 28–48.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сорина Г.В., Гуров Ф.Н. Институциональный характер социального лифта. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):553–561. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-17

For citation: Sorina G.V., Gurov P.N. Institutional nature of the social elevator. Professional education in the modern world. 2022;12(3):553–561. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-17

Просмотров: 363

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)