Психолого-педагогическое осмысление реформирования и развития высшего образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-16
Аннотация
Введение. В статье обосновывается идея психолого-педагогического осмысления реформирования и развития высшего образования, отхода от Болонского процесса. Раскрывается выдвинутый Россией международный проект «Фундаментальное университетское образование».
Постановка задачи. Осмысление логики и методологии образования в качестве социального института, выполняющего функцию включения индивида в культуру данного общества и приобщения его к ней, позволяет приблизиться к пониманию обучения и воспитания как процесса преобразования внешнего знания во внутреннее, духовное, образующее и формирующее человека.
Методика и методология исследования. В соответствии с задачами исследования использовались следующие общенаучные методы: теоретический анализ литературы, лонгитюдное и срезовое экспериментальное исследования, верификации, моделирования, качественный анализ реформирования.
Результаты. В России образовательное пространство формируется под влиянием процессов, связанных с развитием информационных преобразований во всех сферах жизни. Поэтому одним из факторов, вызывающих значительные изменения в социальных институтах, в частности в образовательной системе, становится информатизация. В рамках высшего образования в подготовке кадров первенство должно быть отдано созданию основы системы и структуры образования, приоритетом которых являются методологически важные долгоживущие и инвариантные знания, которые способствуют целостному восприятию научной картины мира, интеллектуальному расцвету личности и ее адаптации в быстро изменяющихся условиях.
Выводы. В развитии российского социума меняется стратегия цивилизационного развития, идет поиск новых ценностей. Мы считали и считаем, что нецелесообразно отказываться от российских ступеней подготовки профессиональных кадров. Выпадение самой важной ступени подготовки специалистов принесло значительный вред нашей молодежи в трудоустройстве, потому что у выпускников бакалавриата и магистратуры нет специальности, а есть лишь высшее образование по определенному направлению, которое не дает возможности профессионально выполнять работу. Отход от Болонской системы позволит вернуться к лучшим российским традициям, направленным на развитие всех уровней образования.
Об авторе
Н. А. КорниенкоРоссия
Корниенко Нина Алексеевна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры технологии обучения психологии и педагогики
630 039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 149
Список литературы
1. Константинова А. В. Университеты в системе высшего образования: стратегии и перспективы развития в современной России: автореф. дис…. канд. социол. наук. Москва, 2017. 27 с.
2. Луценко Н. О. Механизмы формирования и реализации государственной политики России в области высшего образования: автореф. дис…. канд. полит. наук. Москва, 2018. 28 с.
3. Какоткина Е. А. Социальные функции регионального вуза в условиях модернизации российского высшего образования: автореф. дис…. канд. социол. наук. Пенза, 2019. 21 с.
4. Education for sustainable development goals. Learning objectives. Paris: UNESCO, 2017. 62 p.
5. Корниенко Н. А. Логика и методология в образовании и воспитании личности // Философия образования. 2016. № 2. С. 128–140.
6. Гаврилова И. Н. Проблемы реформирования образования в современной России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. Т. 5, № 3. С. 6–16.
7. Иванкина Л. И. Образовательный дискурс современности // Философские науки. 2007. № 12. С. 86–99.
8. Степин В. С. Философия и универсалии культуры // Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки. Санкт-Петербург: СпецЛит, 2002. С. 69–79.
9. Джуринский А. Н. Проблемы поликультурного воспитания в зарубежной педагогике // Вопросы философии. 2007. № 10. С. 41–52.
10. Панфилова Т. В., Ашин Г. К. Перспективы высшего образования в России // Общественные науки и современность. 2006. № 6. С. 88–94.
11. Телегина Г. В. Реформа образования на Западе: либеральный консерватизм или консервативный либерализм? // Вопросы философии. 2005. № 8. С. 129–144.
12. Балдицына Е. И. Российское образование перед вызовами глобализации // Общество и право. 2018. № 1. С. 101–104.
13. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Собрание сочинений. В 8 т. Москва, 1994. Т. 8. С. 29–37.
14. Мариносян Х. Э. Роль системы образования в формировании российской нации // Философские науки. 2008. № 9. С. 5–22.
15. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Москва: Высшая школа, 1980. 368 с.
16. Черных С. И. Слово редактора // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, № 2. С. 193.
17. Коджаспирова Г. М. Психолого-педагогические аспекты современного высшего образования // Психология обучения. 2016. № 3. С. 4–12.
18. Формирование учебной деятельности студентов / ред. В. Я. Ляудис. Москва: Изд-во МГУ, 1989. 240 с.
19. Манхейм К. Диагноз нашего времени. Москва: Юристъ, 1994. 700 с.
20. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / ред. М. К. Горшков, Ф. Э. Шерега. Москва: ЦСПиМ, 2010. 352 с.
21. Работодатели не верят в выпускников. Исследования портала HeadHunter. URL: https://novosibirsk.hh.ru/article/17408 (дата обращения: 19.07.2022).
22. Медникова Т. Б. Бакалавриат в системах высшего образования РФ и США: сравнительный анализ моделей выпускника и их соответствия требованиям рынка труда: автореф. дис…. канд. пед. наук. Москва, 2016. 29 с.
23. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 636 с.
24. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Москва: Педагогика, 1986. 256 с.
25. Корниенко Н. А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности. Кн. 5. Личность, одаренность, индивидуальность, гениальность. Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2020. 638 с.
26. Назаренко К. С. Социально-философский анализ модернизации современного российского высшего образования в контексте цивилизационного процесса: автореф. дис…. канд. филос. наук. Воронеж, 2018. 32 с.
27. Мотков О. И. Тест интегральной гармоничности личности. Москва: Маска, 2015. 98 с.
28. Гладилина И. П. Педагогическая технология развития творческой одаренности молодёжи в высшей школе: автореф. дис…. д-ра пед. наук. Москва, 2009. 44 с.
29. Арефьева Н. Т. Роль образования в системе глобальных ценностей // Личность, культура, общество. 2008. Т. 10, № 5/6. С. 425–429.
30. Корниенко Н. А. Каким быть образованию в XXI веке? // Философия образования. 2020. № 2. С. 100–116.
31. Франкл В. Человек в поисках смысла // Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: проблемные очерки. Санкт-Петербург, 2002. С. 79–94.
32. The role of higher education in career development: employer perceptions. 2012. URL: https://chronicle-assets.s3.amazonaws.com/5/items/biz/pdf/Employers%20Survey.pdf (accessed 27.08.2022).
33. The class of 2014 student survey report. Results from NACE’s annual survey of college students. URL: https://www.phdstudent.com/wp-content/uploads/2016/02/career.sa_.ucsb_.edu_files_docs_handouts_2014‑studentsurvey.pdf (accessed 27.08.2022).
34. The condition of education 2015 (NCES 2015–144) / ed. T. Nachazel. Washington: NCES, 2015. 320 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED556901.pdf (дата обращения: 27.08.2022).
35. It takes more than a major: employer priorities for college learning and student success. 2013. URL: https://dgmg81phhvh63.cloudfront.net/content/user-photos/Research/PDFs/2013_EmployerSurvey.pdf (accessed 27.08.2022).
36. Casner-Lotto J., Barrington L. Are they really ready to work? Employers’ perspectives on the basic knowledge and applied skills of new entrants to the 21st Century U. S. Workforce. 2006. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED519465.pdf (accessed 27.08.2022).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Корниенко Н.А. Психолого-педагогическое осмысление реформирования и развития высшего образования. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):539–552. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-16
For citation: Kornienko N.A. Psychological and pedagogical understanding of the reform and development of higher education. Professional education in the modern world. 2022;12(3):539–552. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-16
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.