Надпрофессиональные компетенции: операционализация понятия в контексте парадигмы современного образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-15

Полный текст:




Аннотация

Ведение. Новая образовательная парадигма, ориентированная на личность, предполагает способность образовательной системы к непрерывному самообновлению и управлению своим развитием в тесном контакте с современным рынком труда.
Постановка задачи. Качество подготовки кадров для рынка труда будущего составляет предметное поле научного исследования междисциплинарных наук, требует операционализации понятия «надпрофессиональные компетенции».
Методика и методология исследования. Операционализация рассматривается как способ сделать вывод о существовании и некоторых элементах расширения интересующих явлений посредством некоторых наблюдаемых и измеримых эффектов, которые они оказывают.
Результаты. Сочетание рационального и ценностного аспектов качества в едином образовательном процессе побуждает пересмотреть роль объекта в процессе образования, ориентацию образования на самореализацию человека в его личностном и социальном смыслах. Подчеркивается исключительная роль и большое значение надпрофессиональных компетенций в свете экосистемного подхода, отвечающего современной парадигме высшего образования.
Выводы. Одним из путей решения является изучение и развитие теории и практики надпрофессиональных компетенций как дополнительного ресурса профессионального развития субъекта труда, что подразумевает всесторонние научные исследования, определяющие методики для измерения их компонент и корреляцию с показателями, которые предопределяют востребованность будущего специалиста и его профессиональное развитие.


Об авторе

Ю. В. Бабина
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Россия

Бабина Юлия Васильевна – руководитель Регионального Центра оценки и развития управленческих компетенций, и. о. декана ФКЭП

630 099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52/1, каб. 5–406/1 (5 корпус)



Список литературы

1. Приложение № 91 «HR-технологии» от 26.05.2022. Газета «Коммерсант». URL: https://www.kommersant.ru/doc/5367838 (дата обращения: 17.10.2022).

2. Winterton J., Delamare-Le Deist F., Stringfellow E. Typology of knowledge, skills and competences: clarification of the concept and prototype. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/3048_en.pdf (дата обращения: 17.10.2022).

3. Яковчик Н. С., Романюк Н. Н., Бабин В. Н. Опережающая подготовка кадров как ключевой фактор развития агробизнеса через цифровую трансформацию в АПК // Техническое обеспечение инновационных технологий в сельском хозяйстве: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 26–27 ноября 2020 г.). Минск: Белорусский гос. аграрный техн. ун-т, 2020. С. 44‒50.

4. Бабин В. Н., Бабина Ю. В. Качество образования в свете компетентностной парадигмы развития высшей школы // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 4. С. 1489‒1497. DOI 10.15372/PEMW20170421

5. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2021. 406 с.

6. Бабин В. Н., Бабина Ю. В., Шибеко А. Э. Качество аграрного образования в свете компетентностной парадигмы развития высшей школы // Техническое обеспечение инновационных технологий в сельском хозяйстве: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 26–27 ноября 2020 г.). Минск: Белорусский гос. аграрный техн. ун-т, 2020. С. 553‒561.

7. Овчинникова А. В., Зимин С. Д. Рождение концепции предпринимательских экосистем, и ее эволюция // Экономика, предпринимательство и право. 2021. № 6. C. 1497–1514.

8. Ковалева Т. М. Экосистемный подход в образовании: начало пути // Непрерывное образование в контексте будущего: сб. науч. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конференции. М., 2021. С. 25–31.

9. Статья «Андрей Травников обсудил с профсоюзами развитие экономики Новосибирской области» // Газета «Коммерсант» от 12.05.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5348343 (дата обращения: 17.10.2022).

10. Гааг А. В., Бутова О. В., Рябова Н. Н. Проблемы управления человеческим капиталом вуза в условиях цифровизации образовательной среды // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 4. С. 47–53.

11. Всероссийский опрос предпринимателей. URL: https://nafi.ru/analytics/?q=&DATE_FROM=12.09.06&DATE_TO=28.10.22&SECTIONS%5B%5D=2&SORT=0&PAGE=1 (дата обращения: 27.10.2022).

12. Новгородов П. А., Обуховский Д. А. Внедрение комплексной модели «предпринимательского университета» в образовательную и внеучебную инфраструктуру вуза // Социологические чтения: социальные тренды современности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2019. С. 90‒97.

13. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 c.

14. Севостьянов Д. А., Калошина Т. Ю., Гайнанова А. Р. Исследование целепологания современных студентов // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 3. С. 33–41.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бабина Ю.В. Надпрофессиональные компетенции: операционализация понятия в контексте парадигмы современного образования. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):528–538. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-15

For citation: Babina Y.V. Supra-professional competencies: operationalization of the notion in the context of the paradigm of modern education. Professional education in the modern world. 2022;12(3):528–538. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-15

Просмотров: 231

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)