Надпрофессиональные компетенции: операционализация понятия в контексте парадигмы современного образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-15
Аннотация
Ведение. Новая образовательная парадигма, ориентированная на личность, предполагает способность образовательной системы к непрерывному самообновлению и управлению своим развитием в тесном контакте с современным рынком труда.
Постановка задачи. Качество подготовки кадров для рынка труда будущего составляет предметное поле научного исследования междисциплинарных наук, требует операционализации понятия «надпрофессиональные компетенции».
Методика и методология исследования. Операционализация рассматривается как способ сделать вывод о существовании и некоторых элементах расширения интересующих явлений посредством некоторых наблюдаемых и измеримых эффектов, которые они оказывают.
Результаты. Сочетание рационального и ценностного аспектов качества в едином образовательном процессе побуждает пересмотреть роль объекта в процессе образования, ориентацию образования на самореализацию человека в его личностном и социальном смыслах. Подчеркивается исключительная роль и большое значение надпрофессиональных компетенций в свете экосистемного подхода, отвечающего современной парадигме высшего образования.
Выводы. Одним из путей решения является изучение и развитие теории и практики надпрофессиональных компетенций как дополнительного ресурса профессионального развития субъекта труда, что подразумевает всесторонние научные исследования, определяющие методики для измерения их компонент и корреляцию с показателями, которые предопределяют востребованность будущего специалиста и его профессиональное развитие.
Об авторе
Ю. В. БабинаРоссия
Бабина Юлия Васильевна – руководитель Регионального Центра оценки и развития управленческих компетенций, и. о. декана ФКЭП
630 099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52/1, каб. 5–406/1 (5 корпус)
Список литературы
1. Приложение № 91 «HR-технологии» от 26.05.2022. Газета «Коммерсант». URL: https://www.kommersant.ru/doc/5367838 (дата обращения: 17.10.2022).
2. Winterton J., Delamare-Le Deist F., Stringfellow E. Typology of knowledge, skills and competences: clarification of the concept and prototype. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/3048_en.pdf (дата обращения: 17.10.2022).
3. Яковчик Н. С., Романюк Н. Н., Бабин В. Н. Опережающая подготовка кадров как ключевой фактор развития агробизнеса через цифровую трансформацию в АПК // Техническое обеспечение инновационных технологий в сельском хозяйстве: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 26–27 ноября 2020 г.). Минск: Белорусский гос. аграрный техн. ун-т, 2020. С. 44‒50.
4. Бабин В. Н., Бабина Ю. В. Качество образования в свете компетентностной парадигмы развития высшей школы // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 4. С. 1489‒1497. DOI 10.15372/PEMW20170421
5. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2021. 406 с.
6. Бабин В. Н., Бабина Ю. В., Шибеко А. Э. Качество аграрного образования в свете компетентностной парадигмы развития высшей школы // Техническое обеспечение инновационных технологий в сельском хозяйстве: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 26–27 ноября 2020 г.). Минск: Белорусский гос. аграрный техн. ун-т, 2020. С. 553‒561.
7. Овчинникова А. В., Зимин С. Д. Рождение концепции предпринимательских экосистем, и ее эволюция // Экономика, предпринимательство и право. 2021. № 6. C. 1497–1514.
8. Ковалева Т. М. Экосистемный подход в образовании: начало пути // Непрерывное образование в контексте будущего: сб. науч. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конференции. М., 2021. С. 25–31.
9. Статья «Андрей Травников обсудил с профсоюзами развитие экономики Новосибирской области» // Газета «Коммерсант» от 12.05.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5348343 (дата обращения: 17.10.2022).
10. Гааг А. В., Бутова О. В., Рябова Н. Н. Проблемы управления человеческим капиталом вуза в условиях цифровизации образовательной среды // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 4. С. 47–53.
11. Всероссийский опрос предпринимателей. URL: https://nafi.ru/analytics/?q=&DATE_FROM=12.09.06&DATE_TO=28.10.22&SECTIONS%5B%5D=2&SORT=0&PAGE=1 (дата обращения: 27.10.2022).
12. Новгородов П. А., Обуховский Д. А. Внедрение комплексной модели «предпринимательского университета» в образовательную и внеучебную инфраструктуру вуза // Социологические чтения: социальные тренды современности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2019. С. 90‒97.
13. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 c.
14. Севостьянов Д. А., Калошина Т. Ю., Гайнанова А. Р. Исследование целепологания современных студентов // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 3. С. 33–41.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Бабина Ю.В. Надпрофессиональные компетенции: операционализация понятия в контексте парадигмы современного образования. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):528–538. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-15
For citation: Babina Y.V. Supra-professional competencies: operationalization of the notion in the context of the paradigm of modern education. Professional education in the modern world. 2022;12(3):528–538. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-15
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.