Ценностно-смысловые феномены и парадоксы оптимистически ориентированной педагогики: экзистенциально-гуманистический подход


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-14

Полный текст:




Аннотация

Введение. Увеличение объема знаний не раскрывает нравственных смыслов обучения и не намечает ценностных ориентиров в воспитании. Даже смена парадигм образования с информационной на личностно-ориентированную трудно исполнима в силу ряда противоречий. Однако высшая школа как социальный институт способна ориентировать растущую личность на нравственные ценности.
Постановка задачи. Существует острая необходимость разработки подходов и концепций, которые обеспечивали бы возможность реализации модели высшей школы, ориентированной на радость и успех в учебной деятельности. Такой моделью может стать ситуация успеха, если в процессе ее создания будут участвовать будущие учителя с развитым чувством любви к детям. Феномен «любовь к детям» раскрывается в рамках двух концепций: философии экзистенциализма и педагогики сотрудничества.
Методика и методология исследования. На основе изучения научной литературы и сопоставительного анализа двух концепций получено представление о том, какие способы учебно-педагогического взаимодействия будут меняться в исследовательской и учебной практике при смене концептуальных рамок и при каких условиях эти концепции могут обогатить друг друга. Показано, что в обеих концепциях успешным условием выражения любви к детям как одного из феноменов оптимистически ориентированной педагогики будет создание ситуации успеха. Сказанное предполагает выстраивание учебно-педагогического взаимодействия на основе ценностей: смысла жизни В. Франкла, значимого учения К. Роджерса, радости познания В. А. Сухомлинского, радости сотрудничества и учения со смыслом Ш. А. Амонашвили, оптимистической гипотезы («завтрашней радости») А. С. Макаренко.
Результаты. Феномен «любовь к детям» представлен в качестве педагогической версии оптимизма, предполагающей веру в ребенка и его возможности. Выводы. На основе полученных данных сделаны выводы относительно педагогических подходов к детям, способствующих установлению сотрудничества, помощи, заботы как внешних форм проявления феномена любви к детям.


Об авторе

Ю. В. Андреева
Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»
Россия

Андреева Юлия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский институт социальных технологий (филиал)

450 054, г. Уфа, проспект Октября, д. 74/2



Список литературы

1. Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма: пер. с нем. Санкт-Петербург: Лань, 1999. 222 с.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990. 368 с.

3. Рождерс К. Брак и его альтернативы: позитивная психология семейных отношений. Москва: Этерна, 2012. 318 с.

4. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. Москва: Ин-т общегуманитар. исслед., 2017. 239 с.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 672 с.

6. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков. Екатеринбург, 2003. 172 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Андреева Ю.В. Ценностно-смысловые феномены и парадоксы оптимистически ориентированной педагогики: экзистенциально-гуманистический подход. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):521–527. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-14

For citation: Andreeva Y.V. Value-semantic phenomena and paradoxes of optimistically oriented pedagogy: An existential-humanistic approach. Professional education in the modern world. 2022;12(3):521–527. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-14

Просмотров: 180

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)