Повышение квалификации учителя и его педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-11
Аннотация
Введение. Статья посвящена вопросам подготовки педагогических кадров в условиях значимости информационных технологий в будущей профессиональной деятельности ‒ это одна из приоритетных задач улучшения современного образования.
Постановка задачи. Автор статьи ставит своей целью определить текущее состояние цифровой компетентности учителя на основе сбора и анализа информации педагогического направления по использованию цифровых технологий в образовательном процессе.
Методика и методология исследования. Методологической основой исследования стало формирование цифровой компетенции, которое осуществляется в процессе реализации образовательных программ высшего образования, а также программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Результаты. Проведен анализ информации, который показывает, что уровень цифровой компетентности преподавателей, степень готовности и желания преподавателей использовать цифровые инструменты и сервисы в образовательном процессе предполагают необходимость разработки вопросов организации эффективного онлайн-общения участников образовательного процесса, продуктивной обратной связи со студентами посредством цифровых технологий; формирование критической оценки поведения студентов и корректировки их действий при работе в цифровой образовательной среде, контроля за независимостью студентов в выполнении образовательных задач; применения результатов анализа цифрового следа студентов для устранения и исправления образовательных недостатков отдельных студентов; использования потенциала цифровых инструментов и сервисов в организации групповой работы и проектной деятельности студентов, общения и вовлечения студентов. На основе анализа перечня актуальных цифровых компетенций в сфере образования автор предлагает внедрение дополнительной программы повышения квалификации.
Выводы. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для совершенствования методик онлайн-обучения при повышении квалификации учителей.
Об авторе
Г. А. КолосковаРоссия
Колоскова Галина Александровна – аспирант
101 000, г. Москва, ул. Жуковского, 16
Список литературы
1. Козлов О. А. Развитие цифровой трансформации образования: российский и зарубежный опыт // Информатика: проблемы, методы, технологии: материалы XXI Междунар. науч.-метод. конф. Воронеж, 2021. С. 1704–1711.
2. Готская И. Б. Массовые открытые онлайн курсы: опыт реализации, проблемы и перспективы // Современное образование: традиции и инновации. 2015. № 4. С. 96–100.
3. Ангелова О. Ю., Подольская О. Ю. Тенденции рынка дистанционного образования в России // Концепт. 2016. № 2. С. 26–30. URL: http://e-koncept.ru/2016/16026.htm (дата обращения: 27.08.2022).
4. Костюк Ю. Л., Левин И. С., Фукс А. Л., Фукс И. Л., Янковская А. Е. Массовые открытые онлайн курсы – современная концепция в образовании и обучении // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 1. С. 89–97.
5. Owens J., De St. Croix T. Engines of social mobility? Navigating the discourse of meritocratic education in an unequal society // British Journal of Educational Research. 2020. Vol. 68. P. 1–21. DOI: 10.1080/00 071 005.2019.1 708 863.
6. Jin J., Ball S. J. Meritocracy, social mobility and a new form of class domination // British Journal of the Sociology of Education. 2020. Vol. 41, № 1. P. 64–79. DOI: 10.1080/01 425 692.2019.1 665 496.
7. Koutsouris G., Anglin-Jaffe H., Stentiford L. How well do we understand social inclusion in education? // British Journal of Educational Research. 2020. Vol. 68, № 2. P. 179–196. DOI: 10.1080/00 071 005.2019.1 658 861.
8. Федулина С. Б. Инновационные процессы в образовании, связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий. URL: http://www.rusnauka.com/17_APSN_2013/Pedagogica/4_141554.doc.htm (дата обращения: 27.08.20).
9. Колоскова Г. А. Применение электронно-образовательных ресурсов для обучения студентов и корпоративных сотрудников // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сб. тр. III Всерос. науч.-практ. конф. Симферополь, 2021. С. 312–318.
10. Барышева И. В., Козлов О. Изменения методики изучения программирования студентами профильных специальностей в условиях дистанционной работы // Информатизация образования – 2021: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. к 85-летию со дня рождения Я. А. Ваграменко, к 65-летию ЛГТУ. Липецк, 2021. С. 67–75.
11. Гладышев А. А., Гладышева А. А. Философия современного образования: фундаментальность или компетентность цифрового пространства // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3508–3519. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200114.
12. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3418–3427. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200104.
13. Колоскова Г. А. Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования профессиональных компетенций студентов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10, № 37. С. 99–106.
14. Кудашов В. И., Черных С. И., Яценко М. П., Рахинский Д. В. Влияние информационных технологий на формирование нравственных основ глобализационного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 4. С. 583–592.
15. Трашкова С. М. Информационные технологии в образовании: теоретико-правовые аспекты // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 3. С. 47–51.
16. Трашкова С. М., Рахинский Д. В. Образовательная политика и вопросы качества образования // Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 2012. С. 254–258.
17. Колоскова Г. А., Колосков Р. Ю., Лямина И. М. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 2. С. 52–60.
18. Яковлева И. В. Безопасность российского образовательного пространства: аксиологическое содержание концепции // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2443–2450.
19. Musat R. P., Mineev V. V., Neskryabina O. F., Panasenko G. V., Maksimov S. V., Rakhinsky D. V. The artistic worldview in the context of sociocultural realia // Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8, no. 23. P. 350–357.
20. Колоскова Г. А., Козлов О. А. Информационные технологии в преподавании дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика»// Формирование цифровой культуры непрерывного гуманитарного образования в контексте сохранения традиционных ценностей. Москва, 2021. С. 49–59.
21. Kudashov V. I., Chernykh S. I., Yatsenko M. P., Grigoreva L. I., Pfanenshtil I. A., Rakhinsky D. V. Historical reflection in the educational process: an axiological approach // Analele Universitatii din Craiova – Seria Istorie. 2017. Vol. 22, no. 1. P. 139–147.
22. Барышева И. В., Малкина Е. В., Козлов О. А. Дидактические проблемы организации учебного процесса в университете в условиях онлайн и офлайн обучения // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2021. С. 80–87.
23. Роберт И. В., Козлов О. А., Мухаметзянов И. Ш., Поляков В. П., Шихнабиева Т. Ш., Касторнова В. А. Актуализация содержания предметной области «информатика» основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 3. С. 58–72.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Колоскова Г.А. Повышение квалификации учителя и его педагогическая деятельность в цифровой образовательной среде. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):487–494. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-11
For citation: Koloskova G.A. Professional development of teachers and their pedagogical activity in the digital educational environment. Professional education in the modern world. 2022;12(3):487–494. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-11
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.