Педагогические условия формирования рефлексивного компонента профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-10

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье рефлексия представлена в качестве личностного ресурса, позволяющего педагогу определять траекторию своего профессионального развития с учетом динамичных условий профессиональной действительности.
Постановка задачи. Цель исследования – выявление педагогических условий формирования рефлексивного компонента профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов.
Методика и методология исследования. В статье приведены результаты анализа научной литературы по проблеме развития профессионально-педагогической культуры педагога, рефлексивного компонента этой культуры; моделирования образовательного процесса; опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности модели.
Результаты. Выявлены педагогические условия формирования рефлексивного компонента рассматриваемой культуры у студентов-педагогов. Набор методологических, методических, личностных условий предполагает организацию образовательного процесса на основании деятельностного, аксиологического и личностного подходов в педагогике. Реализация названных подходов должна осуществляться с учетом системно-дифференцированного подхода к интерпретации термина «рефлексия»; активизации рефлексивной деятельности студентов, создания эмоционально-безопасных условий для ее осуществления; применения эвристических методов обучения; актуализации личностной значимости изучаемых материалов для обучающихся. Авторами представлена модель реализации рассмотренных педагогических условий в образовательном процессе педагогического вуза. Модель включает концептуальную, целевую, организационную и рефлексивно-результативную составляющие, критериально-оценочный аппарат для диагностики уровня сформированности рефлексивного компонента профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов. В статье приведено описание опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности применения модели и результативности рассмотренных педагогических условий.
Выводы. Материалы исследования открывают новые стороны в изучении проблемы развития профессионально-педагогической культуры педагога и представляют системное решение проблемы формирования рефлексивного компонента данной культуры студентов педагогического вуза.


Об авторах

Е. В. Батенева
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Батенева Елена Владиславовна – старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства

630 126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



М. А. Абрамова
Институт философии и права СО РАН
Россия

Абрамова Мария Алексеевна – доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

630 126, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8



Список литературы

1. Абрамова М. А., Либерска Х. Принцип культуросообразности в профессиональной подготовке учителей // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 4–9.

2. Абрамова М. А., Каменев Р. В., Крашенинников В. В. Высокие технологии: влияние на социальные институты и применение в профессиональном образовании. Новосибирск: Манускрипт, 2018. 222 с.

3. Hendrikx W. What we should do vs what we do: teachers’ professional identity in a context of managerial reform // Educational Studies. 2020. Vol. 46, no. 5. P. 607–623. DOI: 10.1080/03 055 698.2019.1 620 694.

4. Schaap H., Louws M., Meirink J., Oolbekkink Marchand H. W. [et al.]. Tensions experienced by teachers when participating in a professional learning community // Professional Development in Education. 2019. Vol. 45, no. 5. P. 814–831. DOI: 10.1080/19 415 257.2018.1 547 781.

5. Батенева Е. В. Рефлексия как компонент профессионально-педагогической культуры педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, № 1. С. 111–115. DOI: 10.30 853/ped210 005.

6. Газман О. С. Базовая культура личности // Теоретические и исторические проблемы. Москва: Изд. АПС СССР, 1989. 150 с.

7. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации. Москва: Моск. гос. пед. ун-т, 2016. 248 c.

8. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12. С. 4–15.

9. Семенов И. Н. Методологические проблемы этимологии и типологии рефлексии в смежных науках // Психология. 2013. Т. 10, № 2. С. 24–45.

10. Батенева Е. В. Рефлексия как предмет исследования: социально-философский и педагогический аспекты // Философия образования. 2019. № 3. С. 31–45. DOI: 10.15 372/PHE20 190 302.

11. Комаровская Е. П., Харьков И. С. Педагогические условия формирования духовной культуры студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 1. С. 61–64.

12. Шайденко Н. А., Рангелова Е. М. Адаптация молодого учителя в контексте компетентностного подхода // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО». 2019. № 4–1. С. 57–60.

13. Малютина Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. 2014. № 2. С. 129–132.

14. Бариева А. А. Студент XXI века: реалии современной российской действительности // Казанский социально-гуманистический вестник. 2020. № 6. С. 4–8. DOI: 10.24 153/2079-5912-2020-11-6-4-8.

15. Каяшева О. И. Онтологические аспекты развития рефлексии человека: теоретический анализ проблемы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 4. С. 40–50.

16. Павлова Е. В. К вопросу о развитии рефлексии у будущих учителей-предметников в контексте компетентностного подхода // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2020. № 5. Art. 2850. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44235062 (дата обращения: 05.11.2021).

17. Лапшова А. В., Цыплакова С. А., Григорян К. М. Педагогическая рефлексия как фактор развития профессионализма педагога // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 1. С. 45–46.

18. Юрова Т. В. Социальная рефлексия в становлении социальной компетентности студентов. Владивосток: Владивостокский гос. ун-т. экономики и сервиса, 2019. 96 с.

19. Салманова Д. А., Багирова З. К. Использование эвристических методов в обучении бакалавров педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 3. С. 204–206.

20. Urdang E. Awareness of self – a critical tool // Social Work Education. 2010. Vol. 29, no. 5. P. 523–538. DOI: 10.1080/02 615 470 903 164 950.

21. Жукова Н. А. Приемы развития рефлексии в профессионально-методической подготовке студентов вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 10. С. 87–92.

22. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методики ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 5. С. 45–57.

23. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2011. 512 с.

24. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие для вузов. Москва: Психотерапия, 2009. 544 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Батенева Е.В., Абрамова М.А. Педагогические условия формирования рефлексивного компонента профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):478–486. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-10

For citation: Bateneva E.V., Abramova M.A. Pedagogical conditions for the formation of the reflexive component of the professional and pedagogical culture of students-teachers. Professional education in the modern world. 2022;12(3):478–486. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-10

Просмотров: 299

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)