Иноязычное образование личности в условиях включения в мировое образовательное пространство: теоретические основания проблемы
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-4
Аннотация
Введение. Актуальность проблемы иноязычного образования личности обусловлена значительным развитием международного сотрудничества и включением Российской Федерации в мировое экономическое и образовательное пространство. Анализ теоретических оснований этой проблемы позволит определить степень ее разработанности с точки зрения разных подходов, что станет базисом дальнейшего исследования в этой области.
Постановка задачи. Исследовательские цели статьи – выявить и обобщить теоретические основания проблемы иноязычного образования личности.
Методика и методология исследования. Использованы следующие исследовательские методы: анализ, обобщение, системный метод. Теоретическую основу составили работы в области философии, в которых разработана проблема образования в становлении личности. Особое внимание уделяется творческому потенциалу личности, непрерывности образования, его возможности для развития личности и социума.
Результаты. В качестве результатов исследования автором представлены теоретические основания проблемы иноязычного образования личности в условиях включения в мировое образовательное пространство: философские, психолого-педагогические, лингвистические.
Выводы. Анализ теоретических оснований позволил сделать вывод о потенциале иноязычного образования в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом, который реализуется при условиях принятия личности обучающегося как субъекта образовательного процесса, учета ее потребностей, особенностей и интересов, обеспечения освоения всех аспектов иностранного языка (познавательный, воспитывающий, развивающий, учебный).
Об авторе
М. В. КузнецоваРоссия
Кузнецова Мария Владимировна – аспирант, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования
630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Список литературы
1. Моисеенко И. М., Мальцева-Замковая Н. В., Чуйкина Н. В. Влияние языковой ситуации на изменения обобщенных характеристик языковой личности двуязычных учащихся (русско-эстонский билингвизм), получающих образование на эстонском языке // Science for Education Today. 2019. № 6. С. 149–169.
2. Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. Об образе высшего образования в постковидную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка // Science for Education Today. 2021. № 1. С. 110–123.
3. Кравчук П. Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Москва, 1992. 32 с.
4. Литвиненко Л. Л. Личность в социокультурном пространстве непрерывного образования: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 43 с.
5. Навойчик, Е. Ю. Становление духовности индивида в процессе образования: автореф. дис. … канд. филос. наук. Омск, 2007. 20 с.
6. Загорулько Л. П. Языковое образование в современных условиях (социально-философский анализ): автореф. дис. … канд. филос. наук. Красноярск, 2011. 22 с.
7. Горбухова М. Ю. Формирование социогуманитарной культуры личности в образовании: вербальный коммуникативный механизм автореф. дис. … канд. филос. наук. Барнаул, 2012. 22 с.
8. Краевский В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. 244 с.
9. Гершунский Б. С. Философия образования: учеб. пособие. Москва: Моск. психол.-соц. ин-т, 1998. 432 с.
10. Наливайко Н. В., Паршиков В. И. Философия образования как объект комплексного исследования. Новосибирск: СО РАН, 2002. 192 с.
11. Библер B. C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. Москва: Политиздат, 1990. 413 с.
12. Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербург, 1996. 415 с.
13. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. Санкт-Петербург: СПбГУПМ, 1999. 242 с.
14. Тарева Е. Г., Анненкова А. В., Дикова Е. С. Межкультурное иноязычное образование: лингводидактические стратегии и тактики. Москва: Логос, 2014. 232 с.
15. Телегина Г. В. Штыкова Н. В., Золотавина Ф. Г. Языковое образование и интеграция культур. Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 2003. 114 с.
16. Выготский Л. С. Мышление и речь: сборник. Москва: АСТ: Астрель, 2011. 637 с.
17. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избр. психол. тр. Москва: Моск. психол.-соц. ун-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. 444 с.
18. Пассов Е. И. Методология методики: теория и опыт применения: избранное. Воронеж: Метод шк. Пассова, 2004. 227 с.
19. Ветчинова М. Н. Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX – начала XX века: автореф… дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2009. 49 с.
20. Карташова В. Н. Формирование лингвогуманитарной культуры в процессе подготовки учителя к раннему иноязычному образованию: автореф… дис. … д-ра пед. наук. Елец, 2003. 40 с.
21. Звягинцева Е. П., Кондрахина Н. Г. Поликультурный компонент профессионально ориентированного иноязычного образования будущих экономистов // Иностранные языки в экономических вузах России: Всерос. науч.-информ. альманах. Санкт-Петербург, 2013. С. 111–120.
22. Касьянова И. В. Педагогическое управление иноязычным образованием будущих юристов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. 24 с.
23. Селезнева И. П., Майер И. А. Метапредметное проектирование магистерских программ в сфере иноязычного образования: практико-ориентир. моногр. Красноярск, 2021. 172 с.
24. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. 4-е изд. Ленинград: ЛКИ, 2008. 432 с.
25. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: метод. рук. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Рус. яз., 1990. 246 с.
26. Крупченко А. К., Кузнецов А. Н. Основы профессиональной лингводидактики. Москва: АПКиППРО, 2015. 240 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Кузнецова М.В. Иноязычное образование личности в условиях включения в мировое образовательное пространство: теоретические основания проблемы. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):419–427. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-4
For citation: Kuznetsova M.V. Personality foreign language education in the conditions of inclusion in the world educational space: Theoretical foundations of the problem. Professional education in the modern world. 2022;12(3):419–427. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-4
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.